Презентация предназначена для 6 класса казахской школы, Проектируемые результаты - активные знания, практические умения и навыки.Структура урока - постоянное переключение внимания, Используются компьютер, видео, интернет. В конце урока - постановка "детских" вопросов команде - сопернику. Акцент идет на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование сложных слов. »
Инфузория - туфелька
человек
Образование сложных слов
Урок русского языка
6 класс
Дильманова Г.Б.
Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов.
Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .
Цели
Создать рабочую атмосферу. Задачи: - способствовать формированию эмоционального положительного фона; - стимулировать интерес к уроку. Обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока. Задачи: - показать способы образования сложных существительных,- развивать умения работать с новыми понятиями; - содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя, помощника –консультанта. Методы: репродуктивный, частично- поисковый, беседа, объяснительно- иллюстративный.
Ход урока.
Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на работу.
Повторение пройденного. Для проверки задания «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА» соберу тетради.
1. Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?»,
2. Словарный диктант (2 у доски записывают слова, которые задает класс).
3. Определить способ связи в словосочетании, какого способа недостает?
Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов» (с использованием учебника (упр.2,3,4,,с. 85-86), дополнительного материала из интернета – выбор 4 учителей, которые распределяют материал по степени легкости в группах, объясняют тему, проверяют его усвоение).
Просмотр видеофильма стихотворения С . Михалкова «От кареты до ракеты».
Беседа: Определи тему стихотворенияи т. д.
Чтение текста Упр.1, с. 84 , ответы на вопросы, вывод.
Закрепление
Задания из презентации (слайды 12-22)
Рефлексия Что вам особенно запомнилось? На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным?
Комментирование и выставление оценок.
Домашнее задание.Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»
1.Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?»
2. Словарный диктант
3. Определить способ связи в словосочетании
Дают путевку, атомные электростанции,
строить дёшево.
Шел рыцарь по пустыне. Его мучила жажда. Вдруг перед собой он увидел озеро, а возле него — дракона. Достал рыцарь меч и начал биться с драконом. Бился сутки — отрубил одну голову. Бился вторые — отрубил вторую голову. Бьется третьи сутки. И вдруг последняя голова дракона его спрашивает: «Рыцарь, а ты чего хотел-то?» — «Пить», — отвечает рыцарь: — «Ну так пил бы …»
Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов»
Работа в группах
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Пример
Сложение целых слов
летчик – испытатель
Сложение части основы
слесарь – механик
и целого слова
физкультураглавврачоргстекло
Сложение основ слов с соединительной гласной
вагон - ресторан
пылесос
Сложение сокращенных основ
самосвал
ЭВММГУ
пешеход
вуз
Образование сложных слов
Сложение целых слов
Сложение части основы
и целого слова
Сложение основ слов с соединительной гласной
Сложение сокращенных основ
Упр.2, с. 85(устно)
Паровоз
Электростанция
Самолет
МГУ
Газопровод
Ракета- носитель
Стенгазета
Спортплощадка
Завод - автомат
ТЮЗ
Образование сложных слов
Определить способ образования слов
Задание 1.
КАРТОЧКА 1
КАРТОЧКА 2
1.
1.
пар + ходить = пароход
город + герой = город - герой
лес + рубить = лесоруб
пыль + сосать = пылесос
диван + кровать = диван - кровать
2.
платье + костюм = платье – костюм
драматический кружок – драмкружок
2.
спортивная площадка – спортплощадка
ГАИ – государственная автомобильная инспекция
квартирная плата – квартплата
КВН – клуб веселых и находчивых
РК – Республика Казахстан
КАРТОЧКА 1
1 ряд:
пар + ходить = пароход
лес + рубить = лесоруб
пыль + сосать = пылесос( сложение основ )
2 ряд:
драматический кружок – драмкружок
спортивная площадка – спортплощадка
квартирная плата – квартплата
( сложение части слова с целым словом)
КАРТОЧКА 2
1 ряд:
город+ герой = город – герой
диван+ кровать = диван – кровать
платье+ костюм = платье – костюм
(сложение целых слов)
2 ряд:
ГАИ – государственная автомобильная инспекция
КВН – клуб веселых и находчивых
РК – Республика Казахстан
(Сложение сокращенных основ)
Задание 2.
Задание 3.
1. Обозначьте корни в сложных словах. Подчеркните соединительные гласные о и е. Определите значение слов, исходя из значения корней. Помните: значение устаревшего слова часто оказывается более конкретным и узким, чем нового, ср.: звездочёт — астроном.
О б р а з е ц. Брадобрей - тот, кто бреет бороды. Брадобрей — парикмахер.
Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотели бы изобрести. Названия должны состоять из сложных слов. Расскажи инструкцию, как и для чего они используются.
Задание 6.Распределительный диктант записать в 2 столбика слова по способу образования.
Определи способ образования слов: паровозик, самолетик
(паровоз + ик), (самолет + ик).
Поставь слова в родительный падеж:
Ракетоноситель
Ракета – носитель
Ракетоносителя, ракеты - носителя
Верно ли определен способ образования слова?
Мышь + ловить = мышеловка
Мышь + ловить + к = мышеловка
Рефлексия
Знаю все правила, умею применять их на практике.
Не все запомнил в теории, но смогу работать практически.
Мне еще надо поработать
над этой темой.
Домашнее задание
Задание: прочитайте утверждения и отметьте те, которые отражают ваше состояние и вашу работу на уроке.
- Узнал новый способ - Активно работал - Было трудно - Было интересно - Было легко
Почему? Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»
Образование слов с помощью сложения .
При сложении целых слов склоняются обе части сложного слова:ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ. При сложении основ первая часть изменяется:плащ-палатка, (в) плащ-палатке.Иногда соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть, например :пластмасса.Часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).
Суффикс -Л- в формах глагола прошедшего времени (узнал, прочитал...) тоже является не словообразующим, а формообразующим. При словообразовательном разборе, например, глаголов узнал, прочитал, надо учитывать этот факт и с полным правом считать способом образования таких глаголов не суффиксальный, а приставочный: узнал от знал(знать); прочитал от читал(читать)
2. Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими основами. Это часто касается слов с приставкой БЕС- (БЕЗ-). Так, например, слово безболезненный можно рассматривать как образованное приставочным способом ( безболезненный от болезненный) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни. т.е. приставочно-суффиксальным.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).Знаете ли вы ?
Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.
Возможность интерпретации может быть ограничена довольно строго, а может остаться неоднозначной и неопределенной. То, какой выбор будет сделан — конкретное направление или полная неопределенность, — зависит от намерений рассказчика, от результата, которого он хочет достигнуть, используя притчу (Оуэн, 2002). Как вы считаете, о чем эта притча? Эта притча о том, что мы мыслим стереотипно. Если на нашем пути встречается дракон, то мы, опираясь на известные нам сказки, вспоминаем, что он — враг. А с врагом надо биться. И мы бьемся насмерть. А ведь этот дракон на нашем пути может оказать нам важную услугу. Заметьте — добрую услугу. Стоит только дракона об этом попросить. Но нет, нам нужно в бой! Эта притча о том, что мы не умеем договариваться с теми, кто не похож на нас, кто нам по тем или иным причинам не нравится. Мы думаем: «Ага, он не такой, как я, значит, он — враг». И мы вступаем с ним, таким на нас непохожим, в поединок. Зачем? Подобного рода интерпретаций может быть сколь угодно. Но только одна версия — ваша версия, которую вы принимаете душой и сердцем, — будет верна. Потому что она — ваша!
Урок проводится группами
Проектируемый результат
Активные знания
Практические умения и навыки
Оценки и рейтинги
Самоутверждение среди своих
Технические средства
Компьютеры, видео, интернет
проекторы, экраны
Раздаточный материал
Учебники, материал из интернета
Связь с литературой
Св язь с другими явлениями и случаями
Увязывание знаний с жизнью взрослых
Увязывание знаний с обществом
Увязывание с прошлым и будущим
3-минутные тесты на активную эрудицию
Соревновательность
В конце урока ученики аплодируют себе и учителю
Иллюстрации
Видеоклипы
Таблицы
Картинки
Домашние задания
Регламентированные, дозированные
Самостоятельная работа
Риторические и «детские» вопросы от детей - Отвечают другие ученики
Задание кому-то на дом
Интерактив: сколько говорят дети, и сколько учитель
Дети – 80 %, учитель – 20%
Структура урока
Постоянное переключение внимания
Технологии
Ученики командами
Ученики самостоятельно
Акселеративные паузы
3-5 минут (песни, речёвки, зарядка)
Акцент на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ.
Пропорция учебной информации: 80% - учить тому, что известно, и 20% тому, что неизвестно или проблемно.