kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование сложных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для 6 класса казахской школы, Проектируемые результаты - активные знания, практические умения и навыки.Структура  урока - постоянное переключение внимания, Используются компьютер, видео, интернет. В конце урока - постановка "детских" вопросов команде - сопернику. Акцент идет на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ. 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование сложных слов. »

Инфузория - туфелька человек Образование сложных слов Урок русского языка 6 класс Дильманова Г.Б.

Инфузория - туфелька

человек

Образование сложных слов

Урок русского языка

6 класс

Дильманова Г.Б.

Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов.
  • Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов.

Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .

Цели

Цели

  • Создать рабочую атмосферу.  Задачи: - способствовать формированию эмоционального положительного фона;  - стимулировать интерес к уроку.  Обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока.  Задачи: - показать способы образования сложных существительных, - развивать умения работать с новыми понятиями;  - содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя, помощника –консультанта.  Методы: репродуктивный, частично- поисковый, беседа, объяснительно- иллюстративный. 

Ход урока.

Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.  Психологический настрой на работу. 

Повторение пройденного. Для проверки задания «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА» соберу тетради.

1. Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?»,

2. Словарный диктант (2 у доски записывают слова, которые задает класс).

3. Определить способ связи в словосочетании, какого способа недостает?

Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов» (с использованием учебника (упр.2,3,4,,с. 85-86), дополнительного материала из интернета – выбор 4 учителей, которые распределяют материал по степени легкости в группах, объясняют тему, проверяют его усвоение).

Просмотр видеофильма стихотворения С . Михалкова «От кареты до ракеты».

Беседа: Определи тему стихотворенияи т. д.

Чтение текста Упр.1, с. 84 , ответы на вопросы, вывод.

Закрепление

Задания из презентации (слайды 12-22)

Рефлексия  Что вам особенно запомнилось?  На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным? 

  Комментирование и выставление оценок. 

Домашнее задание. Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»

Проверка домашнего задания  СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА ВЕРА ВЕРИТЬ УВЕРИТЬ  УВЕРЕННЫЙ УВЕРЕННОСТЬ  НЕУВЕРЕННОСТЬ

Проверка домашнего задания СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА

ВЕРА ВЕРИТЬ УВЕРИТЬ

УВЕРЕННЫЙ УВЕРЕННОСТЬ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

1.Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?» 2. Словарный диктант 3. Определить способ связи в словосочетании Дают путевку, атомные электростанции,

1.Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?»

2. Словарный диктант

3. Определить способ связи в словосочетании

  • Дают путевку, атомные электростанции,

  • строить дёшево.
Шел рыцарь по пустыне. Его мучила жажда. Вдруг перед собой он увидел озеро, а возле него — дракона. Достал рыцарь меч и начал биться с драконом. Бился сутки — отрубил одну голову. Бился вторые — отрубил вторую голову. Бьется третьи сутки. И вдруг последняя голова дракона его спрашивает: «Рыцарь, а ты чего хотел-то?» — «Пить», — отвечает рыцарь: — «Ну так пил бы …»

Шел рыцарь по пустыне. Его мучила жажда. Вдруг перед собой он увидел озеро, а возле него — дракона. Достал рыцарь меч и начал биться с драконом. Бился сутки — отрубил одну голову. Бился вторые — отрубил вторую голову. Бьется третьи сутки. И вдруг последняя голова дракона его спрашивает: «Рыцарь, а ты чего хотел-то?» — «Пить», — отвечает рыцарь: — «Ну так пил бы …»

Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов» Работа в группах

Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов»

Работа в группах

Образование сложных слов

Образование сложных слов

Образование сложных слов Пример  Сложение целых слов летчик – испытатель  Сложение части основы слесарь – механик  и целого слова  физкультура  главврач  оргстекло  Сложение основ слов с соединительной гласной вагон - ресторан  пылесос  Сложение сокращенных основ  самосвал   ЭВМ  МГУ  пешеход вуз

Образование сложных слов

Пример

Сложение целых слов

летчик – испытатель

Сложение части основы

слесарь – механик

и целого слова

физкультура главврач оргстекло

Сложение основ слов с соединительной гласной

вагон - ресторан

пылесос

Сложение сокращенных основ

самосвал

ЭВМ МГУ

пешеход

вуз

Образование сложных слов  Сложение целых слов  Сложение части основы  и целого слова  Сложение основ слов с соединительной гласной  Сложение сокращенных основ  Упр.2, с. 85   (устно)

Образование сложных слов

Сложение целых слов

Сложение части основы

и целого слова

Сложение основ слов с соединительной гласной

Сложение сокращенных основ

Упр.2, с. 85 (устно)

  • Паровоз
  • Электростанция
  • Самолет
  • МГУ
  • Газопровод
  • Ракета- носитель
  • Стенгазета
  • Спортплощадка
  • Завод - автомат
  • ТЮЗ
Образование сложных слов

Образование сложных слов

Определить способ образования слов  Задание 1.  КАРТОЧКА 1   КАРТОЧКА 2  1.  1. пар + ходить = пароход    город + герой = город - герой    лес + рубить = лесоруб   пыль + сосать = пылесос   диван + кровать = диван - кровать   2. платье + костюм = платье – костюм  драматический кружок – драмкружок   2. спортивная площадка – спортплощадка  ГАИ – государственная автомобильная инспекция    квартирная плата – квартплата    КВН – клуб веселых и находчивых    РК – Республика Казахстан

Определить способ образования слов

  • Задание 1.

КАРТОЧКА 1

  • КАРТОЧКА 2

1.

1.

пар + ходить = пароход  

город + герой = город - герой 

лес + рубить = лесоруб  

пыль + сосать = пылесос 

диван + кровать = диван - кровать 

2.

платье + костюм = платье – костюм 

драматический кружок – драмкружок 

2.

спортивная площадка – спортплощадка 

ГАИ – государственная автомобильная инспекция 

квартирная плата – квартплата 

КВН – клуб веселых и находчивых 

РК – Республика Казахстан

КАРТОЧКА 1  1 ряд: пар + ходить = пароход     лес + рубить = лесоруб     пыль + сосать = пылесос    ( сложение основ )   2 ряд:  драматический кружок – драмкружок    спортивная площадка – спортплощадка    квартирная плата – квартплата     ( сложение части слова с целым словом)  КАРТОЧКА 2 1 ряд: город+ герой = город – герой    диван+ кровать = диван – кровать    платье+ костюм = платье – костюм   (сложение целых слов)   2 ряд: ГАИ – государственная автомобильная инспекция    КВН – клуб веселых и находчивых    РК – Республика Казахстан    (Сложение сокращенных основ)

КАРТОЧКА 1

1 ряд:

пар + ходить = пароход  

лес + рубить = лесоруб  

пыль + сосать = пылесос   ( сложение основ )

2 ряд:

драматический кружок – драмкружок 

спортивная площадка – спортплощадка 

квартирная плата – квартплата 

  • ( сложение части слова с целым словом)
  • КАРТОЧКА 2

1 ряд:

город+ герой = город – герой 

диван+ кровать = диван – кровать 

платье+ костюм = платье – костюм 

(сложение целых слов) 

2 ряд:

ГАИ – государственная автомобильная инспекция 

КВН – клуб веселых и находчивых 

РК – Республика Казахстан

  (Сложение сокращенных основ)

Задание 2.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 3.

  • 1.  Обозначьте корни в сложных словах. Подчеркните соединительные гласные о и е. Определите значение слов, исходя из значения корней.  Помните: значение устаревшего слова часто оказывается более конкретным и узким, чем нового, ср.: звездочёт — астроном.
  • О б р а з е ц . Брадобрей - тот, кто бреет бороды. Брадобрей — парикмахер.
  • Водовоз, воздухоплаватель, кашевар, костоправ, летописец, мореход, полководец,  сталевар, стеклодув, трубочист.
Почему эти слова состоят из 2 слов?

Почему эти слова состоят из 2 слов?

  • Современные названия профессий: Врач-кардиолог, слесарь-механик, водитель-инструктор, химик-теоретик, переводчик-синхронист, ученый-полярник,
  •   вор-рецидивист, вор – карманник, вор – домушник.
Задание 4.  Распредели слова в 2 столбика:  1- названия транспортных средств,  2- названия приборов и механизмов.   Автомобиль, вездеход, вертолёт, дырокол, кофемолка, ледоруб, луноход, микроскоп, мышеловка, паровоз, пароход, пылесос, самовар, самокат, самолёт, самосвал, снегоход.

Задание 4. Распредели слова в 2 столбика: 1- названия транспортных средств, 2- названия приборов и механизмов.

  • Автомобиль, вездеход, вертолёт, дырокол, кофемолка, ледоруб, луноход, микроскоп, мышеловка, паровоз, пароход, пылесос, самовар, самокат, самолёт, самосвал, снегоход.

Задание 5.

Задание 5.

  • Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотели бы изобрести. Названия должны состоять из сложных слов. Расскажи инструкцию, как и для чего они используются.
Задание 6.  Распределительный диктант  записать в 2 столбика слова по способу   образования.

Задание 6. Распределительный диктант записать в 2 столбика слова по способу  образования.

  •   1. Существ., образованные сложением целых слов.  2. Существ., образованные сложением основ
  • Вездеход, выставка – продажа, подснежник, самокат, кафе – ресторан, пароход, пришкольный .
Для продвинутых Определи способ образования слов: паровозик, самолетик  (паровоз + ик), (самолет + ик).  Поставь слова в родительный падеж: Ракетоноситель Ракета – носитель Ракетоносителя, ракеты - носителя Верно ли определен способ образования слова? Мышь + ловить = мышеловка  Мышь + ловить + к = мышеловка 

Для продвинутых

Определи способ образования слов: паровозик, самолетик

(паровоз + ик), (самолет + ик).

Поставь слова в родительный падеж:

Ракетоноситель

Ракета – носитель

Ракетоносителя, ракеты - носителя

Верно ли определен способ образования слова?

Мышь + ловить = мышеловка 

Мышь + ловить + к = мышеловка 

Рефлексия Знаю все правила, умею применять их на практике. Не все запомнил в теории, но смогу работать практически. Мне еще надо поработать  над этой темой.

Рефлексия

Знаю все правила, умею применять их на практике.

Не все запомнил в теории, но смогу работать практически.

Мне еще надо поработать

над этой темой.

Домашнее задание Задание: прочитайте утверждения и отметьте   те, которые отражают ваше состояние и вашу работу на уроке. - Узнал новый способ   - Активно работал   - Было трудно   - Было интересно   - Было легко Почему? Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»

Домашнее задание

  • Задание: прочитайте утверждения и отметьте  те, которые отражают ваше состояние и вашу работу на уроке.
  • - Узнал новый способ  - Активно работал  - Было трудно  - Было интересно  - Было легко
  • Почему? Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»

Образование слов с помощью сложения .    При сложении целых слов склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ . При сложении основ первая часть изменяется: плащ-палатка, (в) плащ-палатке. Иногда соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть, например : пластмасса. Часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

Образование слов с помощью сложения .

При сложении целых слов склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ . При сложении основ первая часть изменяется: плащ-палатка, (в) плащ-палатке. Иногда соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть, например : пластмасса. Часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

  •  
Суффикс -Л- в формах глагола прошедшего времени (узнал, прочитал...) тоже является не словообразующим, а формообразующим. При словообразовательном разборе, например, глаголов узнал, прочитал, надо учитывать этот факт и с полным правом считать способом образования таких глаголов не суффиксальный, а приставочный: узнал от знал(знать); прочитал от читал(читать) 2. Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими основами. Это часто касается слов с приставкой БЕС- (БЕЗ-). Так, например, слово безболезненный можно рассматривать как образованное приставочным способом ( безболезненный от болезненный) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни. т.е. приставочно-суффиксальным. Не путать:  паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).  Знаете ли вы
  • Суффикс -Л- в формах глагола прошедшего времени (узнал, прочитал...) тоже является не словообразующим, а формообразующим. При словообразовательном разборе, например, глаголов узнал, прочитал, надо учитывать этот факт и с полным правом считать способом образования таких глаголов не суффиксальный, а приставочный: узнал от знал(знать); прочитал от читал(читать)
  • 2. Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими основами. Это часто касается слов с приставкой БЕС- (БЕЗ-). Так, например, слово безболезненный можно рассматривать как образованное приставочным способом ( безболезненный от болезненный) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни. т.е. приставочно-суффиксальным.
  • Не путать:  паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик). Знаете ли вы ?
  • Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог!  (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.
  • Возможность интерпретации может быть ограничена довольно строго, а может остаться неоднозначной и неопределенной. То, какой выбор будет сделан — конкретное направление или полная неопределенность, — зависит от намерений рассказчика, от результата, которого он хочет достигнуть, используя притчу (Оуэн, 2002). Как вы считаете, о чем эта притча? Эта притча о том, что мы мыслим стереотипно. Если на нашем пути встречается дракон, то мы, опираясь на известные нам сказки, вспоминаем, что он — враг. А с врагом надо биться. И мы бьемся насмерть. А ведь этот дракон на нашем пути может оказать нам важную услугу. Заметьте — добрую услугу. Стоит только дракона об этом попросить. Но нет, нам нужно в бой! Эта притча о том, что мы не умеем договариваться с теми, кто не похож на нас, кто нам по тем или иным причинам не нравится. Мы думаем: «Ага, он не такой, как я, значит, он — враг». И мы вступаем с ним, таким на нас непохожим, в поединок. Зачем? Подобного рода интерпретаций может быть сколь угодно. Но только одна версия — ваша версия, которую вы принимаете душой и сердцем, — будет верна. Потому что она — ваша!
  •  
  Урок проводится группами   Проектируемый результат Активные знания Практические умения и навыки Оценки и рейтинги Самоутверждение среди своих Технические средства Компьютеры, видео, интернет проекторы, экраны Раздаточный материал Учебники, материал из интернета Связь с литературой Св язь с другими явлениями и случаями Увязывание знаний с жизнью взрослых Увязывание знаний с обществом Увязывание с прошлым и будущим 3-минутные тесты на активную эрудицию Соревновательность В конце урока ученики аплодируют себе и учителю Иллюстрации Видеоклипы Таблицы Картинки Домашние задания

  Урок проводится группами

  Проектируемый результат

  • Активные знания
  • Практические умения и навыки

Оценки и рейтинги

Самоутверждение среди своих

Технические средства

  • Компьютеры, видео, интернет
  • проекторы, экраны

Раздаточный материал

  • Учебники, материал из интернета

Связь с литературой

Св язь с другими явлениями и случаями

  • Увязывание знаний с жизнью взрослых
  • Увязывание знаний с обществом
  • Увязывание с прошлым и будущим

3-минутные тесты на активную эрудицию

Соревновательность

  • В конце урока ученики аплодируют себе и учителю

Иллюстрации

  • Видеоклипы
  • Таблицы
  • Картинки

Домашние задания

  • Регламентированные, дозированные
  • Самостоятельная работа
  • Риторические и «детские» вопросы от детей - Отвечают другие ученики
  • Задание кому-то на дом
Интерактив: сколько говорят дети, и сколько учитель Дети – 80 %, учитель – 20% Структура урока Постоянное переключение внимания Технологии Ученики командами Ученики самостоятельно   Акселеративные паузы 3-5 минут (песни, речёвки, зарядка)   Акцент на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ.

Интерактив: сколько говорят дети, и сколько учитель

  • Дети – 80 %, учитель – 20%

Структура урока

  • Постоянное переключение внимания

Технологии

  • Ученики командами
  • Ученики самостоятельно
  •   Акселеративные паузы
  • 3-5 минут (песни, речёвки, зарядка)

  Акцент на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ.

  • Пропорция учебной информации: 80% - учить тому, что известно, и 20% тому, что неизвестно или проблемно.
  • Смекалка
  • Задания на время
  • Социализация (взаимопомощь и т.п.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование сложных слов.

Автор: Дильманова Галия Бимаганбетовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)"
    ["seo_title"] => string(52) "obrazovaniieslozhnykhslovbirikkiensozdierdinzhasaluy"
    ["file_id"] => string(6) "261939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449231815"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "268568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450640521"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Образование  сложных слов"   Русский  язык  6 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422766708"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Образование  сложных слов"
    ["seo_title"] => string(29) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-2"
    ["file_id"] => string(6) "306351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458115845"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для урока русского языка по теме "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "255600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447951347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства