kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе мною представлены приемы технологии развития критического мышления, который я использую в своей педагогической деятельности. Результатами работы я довольна, но на месте мы не стоим - двигаемся дальше. Опыт по данной теме был представлен мною на методическом объединении областного конкурса "Учитель года 2014". У членов жюри не возникло серьезных вопросов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения" »

Ростовская область Матвеево-Курганский район Серикова Светлана Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Ряженской сош

Ростовская область

Матвеево-Курганский район

Серикова

Светлана

Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ Ряженской сош

Использование технологии  развития критического мышления  на уроках русского языка и литературного чтения

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения

Проблемы: Снижение познавательной деятельности обучающихся на уроках. Нежелание читать, находить и познавать новое.

Проблемы:

  • Снижение познавательной деятельности обучающихся на уроках.
  • Нежелание читать, находить и познавать новое.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,( по определению С.И. Ожегова)  Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, проблемам.(по определению американского профессора Девида Клустера)

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,( по определению С.И. Ожегова)

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, проблемам.(по определению американского профессора Девида Клустера)

Цели педагогической деятельности:

Цели педагогической деятельности:

  • Развитие мыслительных навыков обучающихся.
  • Формирование умения работать с информацией.
  • Формирование умения сравнивать, анализировать, принимать самостоятельные решения.
Задачи: Сделать процесс обучения познавательным, используя различные приемы данной технологии. Сформировать у обучающихся навыки работы с информацией. Формировать позицию обучающего, его умение аргументировать свой ответ, слушать и слышать других, уважительное отношение к собеседнику. Воспитать активную, творческую, многогранную личность, способную самостоятельно найти пути решения любой проблемы.

Задачи:

  • Сделать процесс обучения познавательным, используя различные приемы данной технологии.
  • Сформировать у обучающихся навыки работы с информацией.
  • Формировать позицию обучающего, его умение аргументировать свой ответ, слушать и слышать других, уважительное отношение к собеседнику.
  • Воспитать активную, творческую, многогранную личность, способную самостоятельно найти пути решения любой проблемы.

Технология развития критического мышления Стадия (фаза) вызова Стадия (фаза) осмысления Стадия (фаза) рефлексии

Технология развития критического мышления

Стадия (фаза) вызова

Стадия (фаза) осмысления

Стадия (фаза) рефлексии

Стадия (фаза) вызова Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Информационая - вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями на четко поставленный вопрос.

Стадия (фаза) вызова

  • Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
  • Информационая - вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями на четко поставленный вопрос.

прием «Корзина идей» Выделение ключевого понятия Словарные слова. Сказки Индивидуальная работа Обсуждение в парах (группах) Фронтальная работа («сбор идей в корзину»)

прием «Корзина идей»

Выделение

ключевого понятия

Словарные слова. Сказки

Индивидуальная работа

Обсуждение в парах (группах)

Фронтальная работа («сбор идей в корзину»)

Стадия (фаза) осмысления Информационная – получение новой информации по теме. Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знаний.

Стадия (фаза) осмысления

  • Информационная – получение новой информации по теме.
  • Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знаний.

Прием «верите ли вы…»

Прием «верите ли вы…»

  • Здесь записаны только слова названия: красивый, солнце, читать, каша.
  • Здесь записаны только слова-названия, обозначающие предмет: мальчик, вагон, каша.
  • Здесь записаны только словарные слова: касса, пирог, гриб, картошка.
Прием «логические цепочки» План фонетического разбора слова   1. Записать слово буквами и указать их количество.   2. Затранскрибировать слово.   3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.   4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Прием «логические цепочки»

План фонетического разбора слова

1. Записать слово буквами и указать их количество.

2. Затранскрибировать слово.

3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Прием « кластер» Обозначает признак предмета Слово - название Сладкий Отвечает на вопрос какой? Изменяется по числам и командам вопросов

Прием « кластер»

Обозначает признак предмета

Слово - название

Сладкий

Отвечает на вопрос какой?

Изменяется по числам и командам вопросов

Прием «тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» «Толстые» • Кто... • Что... • Объясните, почему... • Почему вы думаете... • Когда... • Может... • Почему вы считаете... • В чем различие... • Будет... • Могли... • Предположите, что будет, если...  На что похоже… • Как звали... • Было ли... • Что, если... • Согласны ли вы... • Верно ли...

Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие»

«Толстые»

• Кто...

• Что...

• Объясните, почему...

• Почему вы думаете...

• Когда...

• Может...

• Почему вы считаете...

• В чем различие...

• Будет...

• Могли...

• Предположите, что будет, если...

  • На что похоже…

• Как звали...

• Было ли...

• Что, если...

• Согласны ли вы...

• Верно ли...

Прием «письмо с дырками» Приставки пишутся со словами ____________, а предлоги - ______________ . Приставка – это часть слова, которая находится ___________ корнем и служит для образования _____________________.

Прием «письмо с дырками»

Приставки пишутся со словами ____________, а предлоги - ______________ .

Приставка – это часть слова, которая находится ___________ корнем и служит для образования _____________________.

Стадия (фаза) рефлексии

Стадия (фаза) рефлексии

  • Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации
  • Информационная - приобретение нового знания
  • Оценочная – соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, выработка собственной позиции.
синквейн Тема и мысль Важные, главные Раскрывают, объясняют, связывают Мне было интересно работать с этой темой Текст

синквейн

Тема и мысль

Важные, главные

Раскрывают, объясняют, связывают

Мне было интересно работать с этой темой

Текст

Прием «морфологический ящик» А 1 Б 2 В -медл- 3 Г -двиг- ис- -а- не- 4 -крик- -и за- -ех- 5 -ся- -ик- -уч- -е у- 6 -ат 7 -л- -хорош- на- -к- 8 пере- -о -дар- -ит вы- -мор- -енн- -ый енок- по- -ов- -а Расшифруй А6Г4 А5Г5 2. Зашифруй.

Прием «морфологический ящик»

А

1

Б

2

В

-медл-

3

Г

-двиг-

ис-

-а-

не-

4

-крик-

за-

-ех-

5

-ся-

-ик-

-уч-

у-

6

-ат

7

-л-

-хорош-

на-

-к-

8

пере-

-дар-

-ит

вы-

-мор-

-енн-

-ый

енок-

по-

-ов-

  • Расшифруй А6Г4 А5Г5

2. Зашифруй.

Мобильный класс

Мобильный класс

Свободное письмо  Я пишу для того, чтобы….

Свободное письмо

Я пишу для того, чтобы….

Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления

3 чел. Техника чтения при приеме в 1 класс 4 чел. 6 чел.

3 чел.

Техника чтения при приеме в 1 класс

4 чел.

6 чел.

4 чел. 6 чел. 5 чел. 4 чел . 2 чел. 5 чел.

4 чел.

6 чел.

5 чел.

4 чел .

2 чел.

5 чел.

Качество знаний и успеваемость  по литературному чтению

Качество знаний и успеваемость по литературному чтению

Качество знаний и успеваемость  по русскому языку

Качество знаний и успеваемость по русскому языку

результаты педагогической  деятельности Участие в предметных конкурсах и олимпиадах 12 чел. 5 чел . 8 чел. 2 класс 3 чел. Победители 1 класс Участники

результаты педагогической деятельности

Участие в предметных конкурсах и олимпиадах

12 чел.

5 чел .

8 чел.

2 класс

3 чел.

Победители

1 класс

Участники

Наши результаты

Наши результаты

Наши результаты

Наши результаты

Спасибо  за  внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серикова Светлана Валерьевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства