Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения"
Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения"
В данной работе мною представлены приемы технологии развития критического мышления, который я использую в своей педагогической деятельности. Результатами работы я довольна, но на месте мы не стоим - двигаемся дальше. Опыт по данной теме был представлен мною на методическом объединении областного конкурса "Учитель года 2014". У членов жюри не возникло серьезных вопросов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения" »
Ростовская область
Матвеево-Курганский район
Серикова
Светлана
Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ Ряженской сош
Использование технологииразвития критического мышленияна уроках русского языка и литературного чтения
Проблемы:
Снижение познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Нежелание читать, находить и познавать новое.
Критическое мышление- совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,( по определению С.И. Ожегова)
Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, проблемам.(по определению американского профессора Девида Клустера)
Цели педагогической деятельности:
Развитие мыслительных навыков обучающихся.
Формирование умения работать с информацией.
Формирование умения сравнивать, анализировать, принимать самостоятельные решения.
Задачи:
Сделать процесс обучения познавательным, используя различные приемы данной технологии.
Сформировать у обучающихся навыки работы с информацией.
Формировать позицию обучающего, его умение аргументировать свой ответ, слушать и слышать других, уважительное отношение к собеседнику.
Воспитать активную, творческую, многогранную личность, способную самостоятельно найти пути решения любой проблемы.
Технология развития критического мышления
Стадия (фаза) вызова
Стадия (фаза) осмысления
Стадия (фаза) рефлексии
Стадия (фаза) вызова
Мотивационная- побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Информационая- вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Коммуникационная– бесконфликтный обмен мнениями на четко поставленный вопрос.
прием «Корзина идей»
Выделение
ключевого понятия
Словарные слова. Сказки
Индивидуальная работа
Обсуждение в парах (группах)
Фронтальная работа («сбор идей в корзину»)
Стадия (фаза) осмысления
Информационная– получение новой информации по теме.
Систематизационная– классификация полученной информации по категориям знаний.
Прием «верите ли вы…»
Здесь записаны только слова названия: красивый, солнце, читать, каша.
Здесь записаны только слова-названия, обозначающие предмет: мальчик, вагон, каша.
Здесь записаны только словарные слова: касса, пирог, гриб, картошка.
Прием «логические цепочки»
План фонетического разбора слова
1. Записать слово буквами и указать их количество.
2. Затранскрибировать слово.
3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.
4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.
Прием « кластер»
Обозначает признак предмета
Слово - название
Сладкий
Отвечает на вопрос какой?
Изменяется по числам и командам вопросов
Прием «тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие»
«Толстые»
• Кто...
• Что...
• Объясните, почему...
• Почему вы думаете...
• Когда...
• Может...
• Почему вы считаете...
• В чем различие...
• Будет...
• Могли...
• Предположите, что будет, если...
На что похоже…
• Как звали...
• Было ли...
• Что, если...
• Согласны ли вы...
• Верно ли...
Прием «письмо с дырками»
Приставки пишутся со словами ____________, а предлоги - ______________ .
Приставка – это часть слова, которая находится ___________ корнем и служит для образования _____________________.
Стадия (фаза) рефлексии
Коммуникационная- обмен мнениями о новой информации
Информационная- приобретение нового знания
Оценочная– соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, выработка собственной позиции.
синквейн
Тема и мысль
Важные, главные
Раскрывают, объясняют, связывают
Мне было интересно работать с этой темой
Текст
Прием «морфологический ящик»
А
1
Б
2
В
-медл-
3
Г
-двиг-
ис-
-а-
не-
4
-крик-
-и
за-
-ех-
5
-ся-
-ик-
-уч-
-е
у-
6
-ат
7
-л-
-хорош-
на-
-к-
8
пере-
-о
-дар-
-ит
вы-
-мор-
-енн-
-ый
енок-
по-
-ов-
-а
Расшифруй А6Г4 А5Г5
2. Зашифруй.
Мобильный класс
Свободное письмо
Я пишу для того, чтобы….
Шесть шляп мышления
3 чел.
Техника чтения при приеме в 1 класс
4 чел.
6 чел.
4 чел.
6 чел.
5 чел.
4 чел.
2 чел.
5 чел.
Качество знаний и успеваемостьпо литературному чтению