Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: "Местоимения"»
Урок русского языка в 6 классе
по теме « Обобщение и систематизация изученного о местоимении»
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
оборудование: презентация, сигнальные карты для игры «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.
Ход урока:
Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Вспомним весёлый эпизод о том, как кукла Мальвина обучает Буратино началам наук. Она говорит:
- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись!
Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос «Как должна отреагировать Мальвина?» на ответ глупого Буратино?- ребята отвечают….
- Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию?
Правильно, сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
На доске запись: вспомнить, повторить, обобщить!!!!!!!!!!!!
Слайд №1 Местоимение - обобщающий урок.
Слайд №2 указать столбик с местоимениями
Слайд № 3 вспомнить разряды местоимений, указать соответствие ( работа в парах)
Задание: Игра «Светофор». (Повторение теоретических сведений о местоимении, задания на внимание, смекалку, формирование умения использовать на практике изученный теоретический материал) Красная - не верно, желтая – не полный ответ, зелёный - верно
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.
( самостоятельная, количество) - жёлтый
Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный
Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения - красный
У меня нет ошибки в предложении: О этих событиях написано много интересного – красный
Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный
Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными – жёлтый
Приставка ни- у отрицательных местоимений ударная, а не- безударная. -красная
Словосочетания: птичий домик и ваш домик – состоят из существительного и прилагательного. - желтый
Слайд № 4 Задание: найдите из текста местоимения, определите их непостоянные признаки. (группа) - меняемся тетрадями, проверяем друг у друга, проверка по слайду.
Слайд № 5 Физминутка (слайд) и стишок. Массаж рук:
Если руки мыли вы,
Если руки мыли мы,
Если руки моешь ты,
Значит руки вымыты.
Задание: работа с карточками (раздаточный материал) – индивидуальная-проверка
Слайд № 6 Исправь речевые ошибки.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
Д.З. составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме
Рефлексия: (использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
Раздать листки оценивания
Итог: Помните слова русского лингвиста А. А. Реформатского, который говорил, что местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные части.
Резерв: составь слово: первый слог – личное местоимение 1л, мн ч, второй- указательное местоимение ж. р, ед.ч, третий – личное местоимение 1 л, ед.ч – мытая
составь слово: буква алфавита, стоящая после С, глагол есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени, окончание слова машина– тема
1.Когда руки бывают местоимениями? (когда они вы-мы-ты)
2.Какие два местоимения портят дорогу? (я-мы)
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Местоимение"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Местоимение"
Тема: Обобщение изученного о местоимении.
Путешествие в город Местоименск.
Цели: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»; закрепить навыки правописания орфограмм в наречиях; повторить все виды разборов.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в г. Местоименск для того, чтобы повторить всё, чтомы уже изучили об этой части речи. Билеты, вероятно, продаются в этой кассе. Давайте прочитаем объявление.
Д…рогие р…бята, в наш… касс… вы мож…те 1 купить б…леты на автобус , совершающий рейс
по маршруту 3 «Школа-Местоименск»
Администрация.
Запись в тетради темы урока, текста объявления.
-объясните орфограммы в этом предложении;
-выполните разборы.
Касса открылась. Вы можете купить билеты на автобус.
(Класс делится на две команды).
11.Повторение.
Задание по карточкам( каждая команда получает задание и, выполнив его, приобретает билет).
Образец карточки:
Н...КТО
КОЕ(КТО)
Н…ЧТО
КОЕ(ЧТО)
Н…КОТОРЫЙ
К какой смысловой группе относятся данные местоимения?
Н…СКОЛЬКО
Как образуются неопределён -ные местоимения?
А сейчас я представляю водителя нашего автобуса. Это-МЕСТОИМЕНИЕ.
-Какую часть речи мы называем местоимением?
Итак, все заняли свои места. Наш автобус отправляется. Но почему мы едем так медленно? Наверное, много лишних слов взяли с собой. Давайте проверим.
Игра «Четвёртое лишнее».
1.СКОЛЬКО, КАКОЙ, ЧЕЙ, МЫ.
2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГО.
Теперь наш автобус быстрее поехал, а чтобы нам было веселее, давайте послушаем музыку.
(Девочка читает стихотворение).Ребята выполняют упр.430, а слабые уч-ся работают по карточкам.
Долгая дорога осталась позади, а впереди… Что случилось? Почему у ворот Местоименска стража?
Учитель: оказывается в город проник лодырь, лентяй. Круглый двоечник Коля Двойкин(появляется Коля). Он совершенно не знает правил написания местоимений. С тех пор приказано пропускать пропускать только тех. Кто правильно ответит на наши вопросы.
Ребята, разыщите Колю Двойкина, пусть он вместе с вами повторит орфограммы и больше никогда не делает ошибки(Нашли К .Двойкина).
А вот и вопросы:
Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно?(вопрос 1-й команде)
Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно?(вопрос 2-й команде).
Работа с раскладушками(правописание местоимений с предлогами).
Проезжайте, для вас путь открыт. Наш автобус въезжает в г.Местоименск. За окном чудесная поляна. Давайте остановимся на минутку и поиграем в игру «Составь слово»(от каждой группы 1уч. у доски).
Ну что ж, мы свами повторили морфемный разбор,и я думаю можем двигаться дальше. Но ребята. Мне кажется, что кто-то под ёлочкой плачет. Так и есть- это личные местоимения. Что же случилось?
Только что здесь побывал Коля Двойкин.Он не знает личных местоимений. Ребята, а вы знаете личные местоимения?
Игра «Аукцион»
А вот и Коля Двойкин. Давай-ка садись вместе с нами в автобус и начинай повторять орфограммы.
-когда в отрицательных местоимениях пишется в приставке Е, а когда И?
Итак, наш автобус подъезжает к школе.Что же изучают школьники в г.Местоименске? Давайте заглянем в класс.
Ребята повторяют притяжательные местоимения.
Вопросы командам:
-Какие местоимения называются притяжательными?
-Какие местоимения называются указательными?
Наша экскурсия продолжается. В этом дворце(нарисованный город живет важная персона-это определительные местоимения.Я думаю, что вы их все знаете.
(запись в тетради и определение разряда и рода местоим.)
1.Что волки жадны. Всякий знает.
2.Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит.
3.На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.
4.А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя.
5.Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
6.Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.
-В чём особенность определительных местоимений?
Ну что ж, ребята, наверное путешествие вас утомило? Да или нет?
Шуточные вопросы:
(задаю поочерёдно командам)
Отдохнули? А теперь посмотрим, как вы умеете конструировать предложения?
1-й команде.
Книги лежат на столе.
Что лежит на столе?
Я знаю, что лежит на столе.
111.Подведение итогов урока.
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Жители г. Местоименска остались довольны нашей игрой.Они дарят нам пригласительные билеты на Праздник цветов. Жители очень любят цветы и не жалеют для них местоимений: мои любимые, самые красивые, всякие, любые, другие…
Домашнее задание: напишите, ребята, сочинение-миниатюру «Праздник цветов». Используйте в работе местоимения.
А сейчас МИНУТА НАГРАЖДЕНИЯ!
(под музыку награждаются медалями самые активные путешественники).
Пора возвращаться домой, давайте поблагодарим Местоименск за интересную игру. Шофёр остаётся дома , в родном городе , а повезёт нас обратно Коля Двойкин. Он добросовестно повторял снами все правила и орфограммы. Прежде , чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить всех за работу. МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
Оценки. Урок окончен.
Как-то я шагал домой И болтал с самим собой. Говорит мне Сам Собой: Ты приятель сам не свой! Я ведь знаю по себе, Что тебе не по себе! Я ответил: Интересно! Ну-ка, что тебе известно? Поскорее признавайся, Только правду говори! Он сказал: Не притворяйся! И добавил: Не хитри! Разве я сейчас не видел, Как ты девочку обидел? Я прошу тебя: вернись И сейчас же извинись! Я на миг остановился: Где же я её найду? Сам собою разозлился: Ну тогда я сам пойду. Мы друг другу подмигнули И обратно повернули.
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Организационный момент.
Слайд №1. игра «Светофор». (Повторение теоретических сведений о местоимении, задания на внимание, смекалку, формирование умения использовать на практике изученный теоретический материал)
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.
( самостоятельная, количество) - жёлтый
Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный
Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения - красный
У меня нет ошибки в предложении: О этих событиях написано много интересного. – красный
Вы можете назвать личное местоимение 1 лица, ед. ч. дательного падежа – мне
Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный
Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными – жёлтый
Собери слово: возьми приставку из слова приусадебный, корень – тяжесть, суффикс из слова сделать, суффикс из слова удивительный, окончание в слове отрицательные, вы получите название разряда местоимений. – притяжательные ( выписать на доску)
составь слово: первый слог – личное местоимение 1л, мн ч, второй- указательное местоимение ж. р, ед.ч, третий – личное местоимение 1 л, ед.ч – мытая
составь слово: буква алфавита, стоящая после С, глагол есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени – тем
Слайд №2 – групповая работа: Определить и записать соответствия
между группами местоимений и их разрядами.(работа в парах)
Выразительно прочитать стихотворение. Найти местоимения, сколько их?
Из текста выписать местоимения, определить разряд.
Задание №2. Найти зашифрованные местоимения, определить их разряд, непостоянные признаки
индивидуальная работа у доски:
1. Синтаксический разбор предложения:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Определить разряд местоимений, графически доказать свою точку зрения:
Его взгляд показался учителю грустным. – Его попросили прочитать стихотворение выразительно.
Слайд №5 Найдите местоимения.
Укажите в тетради цифры правильных ответов , проверить с помощью ключа.
Физкультминутка – упражнения для мобилизации внимания: (Слайд №6)
ИП. – стоя, руки вдоль туловища
1 – пр рука на пояс, 2 – лев рука на пояс,
3 – пр рука на плечо, 4 – лев рука на плечо,
5 – пр рука вверх, 6 – лев рука вверх
7 – 8 – хлопки над головой, 9 – опустить лев руку на плечо, 10 – пр. руку- на плечо, 11 – лев руку на пояс, 12 – пр руку – на пояс, 13 – лев рука на бедро, 14 – пр рука – на бедро , 15-16 - хлопки по бёдрам
Первый раз выполняется медленно, второй – средний темп, третий – быстро, четвёртый медленно.
Слайд №7 Лови ошибку!
Выразительно прочитать текст, найти орфографические ошибки, объяснить написание, выписать предложения, исправив ошибки, определить, каким членом предложения являются данные местоимения.
Задание №3 – групповая работа «Четвёртый лишний»
Индивидуальная работа по карточкам.
Слайд №8 – коллективная работа . Выразительно прочитать стихотворение, найти речевые ошибки и исправить. (устно)
Работа с текстом, записанным на доске. Найти и исправить речевую ошибку.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)
Итог урока: Выполнение творческого задания. (творческий проект)
Групповая работа: Кто больше найдёт зашифрованных местоимений среди записанных букв.
Домашнее задание: творческое задание трёх уровней:
1. выписать из данных загадок местоимения, определить разряд, непостоянные признаки
2. решить кроссворд «Спрятанные слова» по теме «Местоимение»
3. составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме
Рефлексия: (использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
Приложение.
Карточка для индивидуальной работы.
Спиши, раскрой скобки. Какие слова напишешь раздельно?
(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо), (не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Он весьма обязан тебе своими успехами в математике и русском языке.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
(кое) кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.
Задание № 4.
Ихний ребёнок много читает, особенно произведения Абая. У его (Пушкина) хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. Мы пошли к ему в гости.
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Оценочный лист
№
Вид работы
+
-
1
Работа в парах
2
«Светофор»
3
Работа в группе
4
Индивидуальная работа
5
Активность
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это? Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Он весьма обязан тебе своими успехами в математике и русском языке.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
(кое) кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.
Задание № 4. Найди ошибку в употреблении местоимений.
Ихний ребёнок много читает, особенно произведения Абая. У его (Пушкина) хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. Мы пошли к ему в гости.
Задание № 5
Какие слова напишешь раздельно?
(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо), (не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Кроссворд
Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
Фразеологизмы
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Сам за себя говорит. – Что-либо настолько очевидно, что не нуждается в объяснении, доказательстве.
Помните слова русского лингвиста А. А. Реформатского, который говорил, что местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные части.