Лингвистическая разминка
Где среди перечисленных слов «спрятался» хозяин комнаты ?
камера
камергер
герр
Лингвистическая разминка
Где среди перечисленных слов «спрятался» хозяин комнаты ?
камера — комната
(лат. camera - «сводчатый потолок»)
камергер — хозяин комнаты
(нем. Kammerherr - придворное звание старшего ранга. Знак - ключ на голубой ленте)
герр — господин
(вежливое обращение к
мужчине в Германии)
Чем кирасир отличается от улана или гусара ?
Кирасир - воин тяжёлой кавалерии
(от фр. cuirasse «кираса, латы; броня»).
Улан - воин лёгкой кавалерии, вооружённый пикой, саблей и пистолетом (от польск. «молодой человек, юноша, мальчик»).
Драгун – конный стрелок
( от фр. dragon «дракон»).
Гусар - легковооружённый всадник , отличающийся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги.
(от венг. húsz «двадцать»: по венг. законам из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом).
Обобщающие слова
при однородных членах предложения
РЯ-8 Урок 55
Сопоставляем предложения
Любовь мою скоро все заметили : и мой отец, и соседи, и мужики.
И клевер, и пасека, и телята, и крестьянская девушка всё
разлетелось, как дым.
Составляем схемы предложений
1) [ : и , и , и ] .
2) [ и , и , и , и ] .
Устно Составляем предложения
I. Подберите к словам каждого ряда слово или словосочетание
с более широким, обобщающим значением — обобщающее слово.
1) Север, юг, восток, запад;
2) поэты, прозаики, драматурги;
3) дополнение, определение, обстоятельство.
II. Подберите к данным ниже обобщающим словам по нескольку слов с более узким значением.
1) Музыкальные инструменты;
2) спортивные игры;
3) геометрические фигуры;
4) части речи;
5) члены предложения.
Работаем с теоретическим материалом
На каждое положение правила запишите
по одному примеру.
Дополнительный материал
1) Вводное слово перед обобщающим:
Наличие вводных слов (словом, одним словом, короче говоря)
после однородных членов перед обобщающим словом
требует постановки тире перед вводным словом.
Вводное слово отделяется от обобщающего слова запятой.
Немцы шумно бегали по лесу, пилили деревья, рубили ветки
на топливо, раскидывали палатки одним словом , делали всё то,
что люди делают на новом месте.
[ , , , одним словом , ] .
Дополнительный материал
2) В деловых и научных текстах двоеточие:
может ставиться перед перечислением и при отсутствии обобщающего слова.
В проведении субботника участвовали : школьники, их родители, преподаватели, администрация школы.
Закрепляем изученное
I. 1) Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.
2) С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы.
3) Мука и хлебное зерно состоят главным образом из трёх веществ клейковины крахмала и масла.
4) На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
5) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и берёза
растут дружно и тесно.
7) В пруду развели разную рыбу как то карпов,
толстолобиков.
Работаем самостоятельно
1) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры.
2) Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито
солнцем.
3) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда
и душа и мысли.
4) Каждый день был наполнен умом силой человеческой
теплотой дружбой всем тем что мы называем самым
прекрасным в мире.
самопроверка
1) Ни верёвки , ни крючки , ни лестницы ничто не
помогало добраться до дна пещеры.
2) Зелёная долина , горы в белых шапках всё было залито
солнцем.
3) В человеке должно быть всё прекрасно : и лицо , и одежда ,
и душа , и мысли.
4) Каждый день был наполнен умом , силой , человеческой
теплотой , дружбой всем тем , что мы называем
самым прекрасным в мире.
Работаем самостоятельно
5) Всё это и ночь и дали и горы и звёзды и туманы казалось
мне исполненным невиданной прелести.
6) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар
поднимался от земли.
7) Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет
фонарей всё казалось значительным.
8) Язык орудие мышления. Обращаться с языком кое-как
значит и мыслить кое-как неточно приблизительно
неверно.
самопроверка
5) Всё это : и ночь , и дали , и горы , и звёзды , и туманы
казалось мне исполненным невиданной прелести.
6) Везде : на полях , и на лесных просеках , и на дорожках
пар поднимался от земли.
7) Всякий пустяк : поворот шоссе , ветка над забором , свет
фонарей всё казалось значительным.
8) Язык орудие мышления. Обращаться с языком
кое-как значит и мыслить кое-как : неточно ,
приблизительно , неверно.
Подводим итог
Найдите предложения с обобщающим словом и
предложения с составным именным сказуемым .
1) В корзине лежали разные фрукты : яблоки, груши, виноград.
2) Яблоки, груши, виноград, апельсины, мандарины — фрукты.
3) Треска, сельдь, палтус — морские рыбы нашего Севера.
4) Из морской рыбы: трески, сельди, палтуса — приготовляют много вкусных и питательных блюд.
Подводим итог
Найдите предложения с обобщающим словом и
предложения с составным именным сказуемым .
1) В корзине лежали разные фрукты : яблоки, груши, виноград.
2) Яблоки, груши, виноград, апельсины, мандарины — фрукты .
3) Треска, сельдь, палтус — морские рыбы нашего Севера.
4) Из морской рыбы : трески, сельди, палтуса — приготовляют много вкусных и питательных блюд.
КАК ИХ РАЗЛИЧАТЬ?
Для создания презентации был использован шаблон учителя Е.А. Ранько