kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Невербальная речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются свойства и функции невербальной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Невербальная речь»

Модуль 7.  Культура русской речи и подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся   Задание № 8   Невербальная речь   Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Модуль 7. Культура русской речи и подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся Задание № 8 Невербальная речь

Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы

СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют . Восточная мудрость

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют .

Восточная мудрость

  • Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта
Почему несловесные средства относятся к речи?

Почему несловесные средства относятся к речи?

  • Несловесные средства всегда образуют комплекс — своеобразное высказывание, и в этом отношении они аналогичны словесной речи. У них общие функции, цели, условия общения, исполнители и адресат. Более того, несловесная речь обычно выражает с помощью иных средств то же содержание, что и словесная. Невербальные средства включаются и в процесс речи, и в ее результат — устный или письменный текст. Словесная и несловесная речь чаще всего взаимно усиливают друг друга в одной коммуникативной ситуации, различаясь лишь средствами.
В основе невербальной речи, как и речи словесной, — знаковость, ориентация на партнера и на ситуацию в целом.
  • В основе невербальной речи, как и речи словесной, — знаковость, ориентация на партнера и на ситуацию в целом.
С помощью несловесных средств выражаются внутренние психические состояния субъекта, процессы, отношения, оценки, желания, вопросы, действия и т. д. Все эти смыслы должны быть не только переданы, но и приняты, адекватно расшифрованы адресатом, поэтому отбор несловесных средств для речи в конкретной ситуации и для конкретного адресата происходит по тем же критериям, что и в словесной речи.
  • С помощью несловесных средств выражаются внутренние психические состояния субъекта, процессы, отношения, оценки, желания, вопросы, действия и т. д. Все эти смыслы должны быть не только переданы, но и приняты, адекватно расшифрованы адресатом, поэтому отбор несловесных средств для речи в конкретной ситуации и для конкретного адресата происходит по тем же критериям, что и в словесной речи.
невербальная речь, как и вербальная, нацелена на диалог , поэтому для несловесных знаков в такой же степени характерна взаимность экспрессивных и импрессивных «реплик» в диалоге.
  • невербальная речь, как и вербальная, нацелена на диалог , поэтому для несловесных знаков в такой же степени характерна взаимность экспрессивных и импрессивных «реплик» в диалоге.
Какие свойства невербальных средств определяют их столь важную роль в человеческом общении?

Какие свойства невербальных средств определяют их столь важную роль в человеческом общении?

  • — это один из способов проявления общей культуры человека и определенного коллектива, в который он входит;
  •  — невербальные средства в целом дают более объемную информацию, чем вербальные, за счет того, что они комплексно задействуют несколько каналов: визуальный, акустический и тактильный.
  •  — большая часть невербальных средств воздействует через визуальный канал, а всем известно, что около 80% информации об окружающем мире в целом человек получает благодаря зрению;
  • — невербальные средства в гораздо меньшей степени поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации, получаемой таким образом, гораздо выше;
  •  — несловесное общение не только вызывает большее доверие при несовпадении вербальных и невербальных сообщений, но и продолжается гораздо больше времени: при контактном общении оно непрерывно, поскольку словесный диалог строится на поочередном обмене информации, но несловесное общение происходит параллельно и словесной речи, и словесному молчанию. Поэтому возникают два одновременных встречных потока информации. Причем эта одновременность сохраняется и тогда, когда все участники общения молчат;
  • — несловесные средства иногда гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и т. п.
Культура несловесной речи проявляется: - в знании этих средств (учете их особенностей), - умении использовать в своей речи, - в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи, -в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств. По сути, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах этой культуры — культуре говорящего и культуре слушающего . Причем культура данного вида проявляется и в том, насколько каждый из партнеров, участвующих в общении, владеет обеими этими сторонами.

Культура несловесной речи проявляется:

  • - в знании этих средств (учете их особенностей),
  • - умении использовать в своей речи,
  • - в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи,
  • -в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.

По сути, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах этой культуры — культуре говорящего и культуре слушающего . Причем культура данного вида проявляется и в том, насколько каждый из партнеров, участвующих в общении, владеет обеими этими сторонами.

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных знаков :

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных знаков :

Основными невербальными средствами общения являются жесты.

Основными невербальными средствами общения являются жесты.

  • Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Значит, наиболее осознанными являются  несловесные средства , помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи , менее осознанными — поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю — эмоционально-оценочные невербальные средства.

Значит,

  • наиболее осознанными являются несловесные средства , помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи ,
  • менее осознанными — поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю — эмоционально-оценочные невербальные средства.

Нормы несловесной речи

Нормы несловесной речи

Невербальные сигналы должны быть: правильными (в соответствии с общепринятыми в данной культуре значениями), точными (особенно — указательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств), выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр.  в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Невербальные сигналы должны быть:

  • правильными (в соответствии с общепринятыми в данной культуре значениями),
  • точными (особенно — указательные и изобразительные),
  • логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств),
  • выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр.

в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Задача культуры несловесной речи:

Задача культуры несловесной речи:

  • помочь сделать речевое общение в целом как можно более эффективным
Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели речи и ее задач.
  • Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели речи и ее задач.
Невербальные средства ярче проявляют сущность человека, поэтому если слова — «одежда наших мыслей», то несловесные средства — это проявление мыслей без одежды.
  • Невербальные средства ярче проявляют сущность человека, поэтому если слова — «одежда наших мыслей», то несловесные средства — это проявление мыслей без одежды.
Светлые мысли и чувства будут «светиться» во всем облике человека, делая его одухотворенным и всегда красивым, «черные» мысли также обязательно проявятся в мимике и интонациях.
  • Светлые мысли и чувства будут «светиться» во всем облике человека, делая его одухотворенным и всегда красивым, «черные» мысли также обязательно проявятся в мимике и интонациях.
Заключительные правила:

Заключительные правила:

  • Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника.
  • Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы.
  • Обращайте внимание прежде всего на так называемые "мелочи".
  • Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Невербальная речь

Автор: Солиева Олия Юлдашевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_uchebnogo_predmeta_rech_i_alternativnaia_k"
    ["file_id"] => string(6) "657448"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1728555616"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультации для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_dlia_vospitatieliei_vierbal_nyie_i_nievierbal_nyie_sriedstva_kommu"
    ["file_id"] => string(6) "472500"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528352846"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Невербальный практикум «Зачем человеку жесты и мимика?» "
    ["seo_title"] => string(61) "nievierbal-nyi-praktikum-zachiem-chielovieku-zhiesty-i-mimika"
    ["file_id"] => string(6) "234600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443467473"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи" "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418912218"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства