kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся понять, как правильно выполнять морфемный ( по составу) и словообразовательный разбор слова. Очень важна последовательность, поэтапность разбора слова. Обратить внимание учащихся, что первый шаг словообразовательного разбора слова - его морфемная структура. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Состав слова и словообразование

Состав слова и словообразование

Памятка по составу слова

Памятка по составу слова

  • При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово
  • Нужно учитывать чередования б//бл, в//вл, п//пл, ф//фл ( любить – люблю, ловить – ловлю, терпеть – терплю, графить – графлю)
  • Помнить: глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида ( завоёвывать завоевать)
  • Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм слова
К формообразующим суффиксам относятся: Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о(-е):  - ее, -ей,-е, -ше, -же, -ейш-, -айш-

К формообразующим суффиксам относятся:

  • Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о(-е):

- ее, -ей,-е, -ше, -же, -ейш-, -айш-

  • Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и условного наклонений – л
  • Суффиксы инфинитива –ть, -ти
  • Суффиксы причастий –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн-, -т-
  • Суффиксы деепричастий -а, -я, -учи, -ючи, -в, вши, -ши
Суффиксы могут быть нулевыми: Нулевой суффикс прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода единственного числа (вез-л-а – вёз, засох-л-а – засох) Нулевой суффикс глаголов условного наклонения мужского рода единственного числа ( вымок-л-а бы – вымок бы) Нулевой суффикс повелительного наклонения ( сядь, вынь; ср.: сид-и, вытр-и ) Нулевое окончание может быть у существительных, кратких прилагательных и причастий (стол_, хорош_), у глаголов прошедшего времени и условного наклонения, повелительного наклонения (расстроил_ся, написал_ бы, учи_, смотри_)

Суффиксы могут быть нулевыми:

  • Нулевой суффикс прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода единственного числа (вез-л-а – вёз, засох-л-а – засох)
  • Нулевой суффикс глаголов условного наклонения мужского рода единственного числа ( вымок-л-а бы – вымок бы)
  • Нулевой суффикс повелительного наклонения ( сядь, вынь; ср.: сид-и, вытр-и )

Нулевое окончание может быть у существительных, кратких прилагательных и причастий (стол_, хорош_), у глаголов прошедшего времени и условного наклонения, повелительного наклонения (расстроил_ся, написал_ бы, учи_, смотри_)

Морфемный разбор выполняется по следующей схеме Обозначить в слове внеосновные элементы (окончания, формообразующие суффиксы) Выделить основу Разбить основу на морфемы, выделить их Озлобленность

Морфемный разбор выполняется по следующей схеме

  • Обозначить в слове внеосновные элементы (окончания, формообразующие суффиксы)
  • Выделить основу
  • Разбить основу на морфемы, выделить их

Озлобленность

Способы словообразования Морфологический Неморфологический Аффиксация Приставочный (делать – пере делать), суффиксальный (синий – син ев а), приставочно-суффиксальный (окно – под окон ник) Переход одной части речи в другую (столовая комната – студенческая столовая , проездной билет – купил проездной ) Бессуффиксный (взрыв- а -ть – взрыв) Сращение ( сегодня, умалишённый, заблагорассудится ) Сложение ( землетрясение, кресло-качалка, военкомат, НГУ, завуч, зоопарк, неуд ) Распад многозначного слова на омонимы: слог (часть слова) – слог (стиль)

Способы словообразования

Морфологический

Неморфологический

Аффиксация

Приставочный (делать – пере делать), суффиксальный (синий – син ев а), приставочно-суффиксальный (окно – под окон ник)

Переход одной части речи в другую (столовая комната – студенческая столовая , проездной билет – купил проездной )

Бессуффиксный

(взрыв- а -ть – взрыв)

Сращение ( сегодня, умалишённый, заблагорассудится )

Сложение ( землетрясение, кресло-качалка, военкомат, НГУ, завуч, зоопарк, неуд )

Распад многозначного слова на омонимы: слог (часть слова) – слог (стиль)

Порядок словообразовательного разбора

Порядок словообразовательного разбора

  • Поставить слово в начальную форму (для причастий и деепричастий – в инфинитив)
  • Подобрать ближайшее по форме и связанное по смыслу ( объяснить значение производного слова через значение производящего); обозначить производящую основу (основы)
  • Указать средство словообразования
  • Указать способ словоoбразования
Пример словообразовательного разбора Заметались – форма глагола заметаться заметаться метаться заметаться

Пример словообразовательного разбора

Заметались – форма глагола заметаться

заметаться метаться

заметаться "начать метаться":

  • средство – приставка ЗА-
  • способ словообразования - приставочный


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Морфемный и словообразовательный разбор слова

Автор: Новикова Анастасия Владимировна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок русского языка в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_6_klassie_morfiemnyi_i_slovoobrazovatiel_nyi_razbor_slov"
    ["file_id"] => string(6) "377885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484119419"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разбор слова по составу и словообразовательный разбор"
    ["seo_title"] => string(54) "razbor_slova_po_sostavu_i_slovoobrazovatiel_nyi_razbor"
    ["file_id"] => string(6) "375766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483639702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(32) "sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "152369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420827770"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства