Морфемика и словообразование
Урок в 6 классе
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Цели урока:
- Повторить основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в V классе.
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Воспитывать орфографическую зоркость.
Повторение изученного в 5 классе
Морфема
- значимая часть слова.
- раздел науки о языке, изучающий морфемы, состав слова.
Морфемика
- раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
Орфография
- владение нормами литературного языка в его устной и письменной речи.
Культура речи
Проверим!
Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для ….. . Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа – это часть изменяемого слова без ….. или все неизменяемое слово.
В основе слова заключено его лексическое значение.
Проверим!
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех …….
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после ….. или после другого …… и служит для .. .
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед ….. или перед другой ….. и служит для...
Морфе́мика —раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается , от чего и с помощью чего образуется слово.
Работа с текстом
Ос…нь. Обсыпае(т,ть)ся весь наш бедный са…,
Лист…я пож…лтелые (по) ветру л…тят;
Лишь вд…ли красую(т,ть)ся, там, на дне д…лин,
Кисти ярко-красные вянущих р…бин.
Задание № 1
Переписать, вставляя пропущенные буквы.
Проверка
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Задание № 2
Выделить грамматическую основу предложений.
Проверка
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят ;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин .
Задание № 2
Выделить грамматическую основу предложений.
Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Выполните фонетический разбор слова ЛИШЬ.
1. Что составляет основу слова?
А) приставка, корень, окончание
Б) корень, суффик с
Подумай!
В) приставка, корень, суффикс, окончание
Г) приставка, корень, суффикс
Молодец!
Увы!
Неверно!
2. Какая часть слова служит для
образования форм слова?
А) приставка
Увы!
Б) корень
Подумай!
В) окончание
Молодец!
Г) суффикс
Неверно!
орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ ?
Увы!
А) в окончании
Молодец!
Б) в корне
В) в приставке
Подумай!
Г) в суффиксе
Неверно!
4. В какой части слова заключено общее лексическое значение однокоренных слов?
А) приставка
Увы!
Б) корень
Молодец!
В) окончание
Подумай!
Г) суффикс
Неверно!
5. Какие морфемы служат для образования новых слов ?
Увы!
А) окончание
Подумай!
Б) корень
В) приставка
Молодец!
Г) суффикс
Молодец!
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Я смог…
Мне захотелось…
Домашнее задание:
- § 31, учить определения (с.88).
Спасибо за внимание!
Источники:
- Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.;].
- Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.- Н.В. Егорова.
- Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: «Цитадель-Трейд», 2012. – А.Н. Тихонов.
- Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.;]. М.: Просвещение, 2014.