kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Множественное число имён существительных (трудные случаи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована для работы в 5-6 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Множественное число имён существительных (трудные случаи)»

Множественное число имён существительных.  (трудные случаи)

Множественное число имён существительных. (трудные случаи)

Трудные формы множественного числа имен существительных

Трудные формы множественного числа имен существительных

  • К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа:
  • директоры или директора, клапаны или клапана?
  • и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных:
  • пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?
Примеры: Директор, -а, мн. -а, -ов. Правильная форма им. п. мн. ч. – директор а . Слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей.  Правильные формы им. п. мн. ч. – слесар и и слесар я. Крем, -а и –ы.  Правильная форма им. п. мн. ч. – крем ы

Примеры:

  • Директор, -а, мн. -а, -ов.
  • Правильная форма им. п. мн. ч. – директор а .
  • Слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей.
  • Правильные формы им. п. мн. ч. – слесар и и слесар я.
  • Крем, -а и –ы.

Правильная форма им. п. мн. ч. – крем ы

На -а,(-я)

На -а,(-я)

  • Формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря.
  • В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов .
Примеры: Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей:  бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка.

Примеры:

  • Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей:
  • бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки);
  • век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков),
  • глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка.

На -ы,(-и)

На -ы,(-и)

  • Формы на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).
Мн. число существительных среднего рода. Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: (войска и облака.) Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): (болота, поля, моря, окна.)

Мн. число существительных среднего рода.

  • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи).
  • Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.:
  • (войска и облака.)
  • Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): (болота, поля, моря, окна.)

Разное значение.

Разное значение.

  • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической окраске:
  • борта и устар. борты ; дома и устар . домы ; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги ; сорта и устар. с орты ; тома и устар. томы , а также громы и поэт. г рома.
Равноправные и взаимозаменяемые.

Равноправные и взаимозаменяемые.

  • Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми:
  • Примеры:
  • года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы),
  • цеха и цехи (на предприятии),
  • шторма и штормы .
Особенность.

Особенность.

  • Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети ,
  • человек - люди,
  • дно - донья и некоторых других.
Формы множественного числа родительного падежа существительных.

Формы множественного числа родительного падежа существительных.

  • Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный, например:
  • апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок,
  • характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа : апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д.
Исключения.

Исключения.

  • Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
  • Пример:
  • один чулок - нет чулок
  • один осетин - пятеро осетин
  • один грамм - пять граммов и пять грамм
К числу таких слов относятся:

К числу таких слов относятся:

  • Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям , преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении:
  • туркмены - туркмен
  • гардемарины - гардемаринов и гардемарин партизаны - партизан
  • солдаты - солдат
  • сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
Названия парных предметов: Примеры:  ботинки - ботинок  глаза - глаз  манжеты - манжет погоны - погон чулки - чулок эполеты - эполет сапоги - сапог.
  • Названия парных предметов:
  • Примеры:
  • ботинки - ботинок
  • глаза - глаз
  • манжеты - манжет
  • погоны - погон
  • чулки - чулок
  • эполеты - эполет
  • сапоги - сапог.
Названия мер и единиц измерения: Пример: 220 вольт,  1000 ватт, 5 ампер,  500 гигабайт
  • Названия мер и единиц измерения:
  • Пример:
  • 220 вольт,
  • 1000 ватт,
  • 5 ампер,
  • 500 гигабайт
Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный Пример: апельсин, баклажан, помидор, мандарин , в форме родительного падежа мн. ч . имеют окончание -ов : пять апельсинов, килограмм баклажанов , Новый год без мандаринов , салат из помидоров.
  • Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный
  • Пример:
  • апельсин, баклажан, помидор, мандарин ,
  • в форме родительного падежа мн. ч . имеют окончание -ов :
  • пять апельсинов, килограмм баклажанов ,
  • Новый год без мандаринов , салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено.

  • Пример:
  • мечта
  • мольба
  • башка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Множественное число имён существительных (трудные случаи)

Автор: Найдова Галина Григорьевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок на тему Число имен существительных"
    ["seo_title"] => string(42) "uroknatiemuchisloimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "289164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454749966"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства