kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя русской словесности создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ОГЭ, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения,  так и индивидуальный уровень каждого. 
Цель работы -   посмотреть на ОГЭ по русскому языку позитивно, разобраться, каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен  и как в процессе подготовки к нему школьники могут систематизировать свои знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки, особенно при написании сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему. А главное – поделиться «находками» с коллегами…
 

Просмотр содержимого презентации
«Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку»

советский лингвист и психолог.  Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом.   Н.И.Жинкин,

советский лингвист и психолог.

Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом.

Н.И.Жинкин,

ГИА глазами пессимиста     ГИА глазами оптимиста
  • ГИА глазами пессимиста
  • ГИА глазами оптимиста

Вот снова у меня девятый класс.

Так мало грамотных средь них!

Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст

В июне ГИА каждый из двоих.

Потом разборки: как и почему;

Системы нет, готовили не так…

И снова я у совести в плену,

Морали–то читать - любой мастак.

А что учитель? Пашет словно вол.

С урока выйдет – мокрая спина.

И думает, чтоб школу не подвёл,

Когда наступит страшная ГИА .

Ну, что, девятый, справишься с ГИА?

Ведь всё получится, ты тесты порешай,

Засядь за книги, не играй в ПК.

Промчится лето быстро, так и знай.

А что учитель? Он всегда с тобой:

Поможет подготовиться, поверь.

А «результатец» будет неплохой,

Откроет пред тобой 10-й дверь.

...или плакать от бессилия! Ты - девятиклассник,  и предстоящий экзамен по русскому языку вызывает у тебя  самые разные мысли и эмоции.   Например, ... ...ты  чувствуешь себя  растерянным,... ...подавленным . ...беззащитным,...   ...загнанным в угол,... ...и хочется кричать от ужаса... Порой тебе становится  очень страшно,... Спрятаться куда-нибудь  от этой мрачной действительности -  вот единственное твоё желание!

...или плакать от бессилия!

Ты - девятиклассник, и предстоящий экзамен по русскому языку вызывает у тебя самые разные мысли и эмоции.  Например, ...

...ты  чувствуешь себя растерянным,...

...подавленным .

...беззащитным,...

 

...загнанным в угол,...

...и хочется кричать от ужаса...

Порой тебе становится очень страшно,...

Спрятаться куда-нибудь от этой мрачной действительности - вот единственное твоё желание!

В такие минуты кажется,  что спасти тебя может только ОН! Да не переживай ты так! Всё будет ХОРОШО! Ведь ты попал... ...на блог

В такие минуты кажется, что спасти тебя может только ОН!

Да не переживай ты так!

Всё будет ХОРОШО!

Ведь ты попал...

...на блог "По уши в ГИА"!

Здесь тебе обязательно помогут...

...  сдать экзамен на "отлично"...   

...и тем самым значительно повысить самооценку!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в нашу компанию !

Структура экзамена и основные направления работы учителя по подготовке выпускников в 9 классе Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе формирования различного вида компетенций. Сочинение на лингвистическую тему Подготовка к сжатому изложению Тестовые задания

Структура экзамена и основные направления работы учителя по подготовке выпускников в 9 классе

Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе формирования различного вида компетенций.

Сочинение на лингвистическую тему

Подготовка к сжатому

изложению

Тестовые задания

В чем состоят основные трудности при написании изложения?

В чем состоят основные трудности при написании изложения?

  • НЕТ практики написания изложений
  • НЕТ навыка восприятия на слух текста-рассуждения
  • НЕТ навыка написания сжатого изложения
  • НЕТ умения выделять в тексте «главное»
Подготовка к сжатому изложению Поиск ключевых слов Поиск ошибок сжатия и редактирование текста Составление тезисного плана (из микротем) Устный пересказ (по памяти) Восстановление текста по данным словам, фрагментам Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст?где подробный? Письменный пересказ

Подготовка к сжатому

изложению

Поиск

ключевых слов

Поиск ошибок сжатия и редактирование текста

Составление тезисного плана

(из микротем)

Устный пересказ

(по памяти)

Восстановление текста по данным словам, фрагментам

Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст?где подробный?

Письменный пересказ

однородных членов обобщающим наименованием;  фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением; Сложноподчинённого предложения простым; Прямой речи косвенной.
  • однородных членов обобщающим наименованием;
  • фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением;
  • Сложноподчинённого предложения простым;
  • Прямой речи косвенной.

Замены

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

И Куприн наравне со всеми тянул сети , разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен…

И Куприн работал наравне со всеми.

Какая сила толкала его менять профессии?

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это .

Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен…

Исключение  фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения     ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине , если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине , если убеждался, что не даются ему точные слова.

«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова.

«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

Слияние - о бразование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.   Исходный текст Сжатый текст Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Слияние - о бразование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Исходный текст

Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать

брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению

  • Упражнения на сжатие текста.
  • Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы.
  • Задание на сжатие текста упражнений учебника.
  • Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные).
  • Свободные диктанты.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  1. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. 2 . Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

2 . Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

3.Подчерните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы .

3.Подчерните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы .

  • Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать
4.Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

4.Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

  • Когда говорят_______________, то сравнивают человека___________________________. Когда говорят «ползти по-пластунски», то сравнивают человека с пластуном. ________________________________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, _______________________________, способны были долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.
  •  

5. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выражения;

2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Предл.1 . Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предл.2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

Предл.3 . Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

Проверим Предложение 1. 1) Довести до белого каления - очень сильно разозлить. 2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании. Предложение 2. 1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное. 2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия. Предложение 3. 1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс. 2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Проверим

Предложение 1.

1) Довести до белого каления - очень сильно разозлить.

2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Предложение 2.

1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.

2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.

Предложение 3.

1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

5. Исключите детали Денискины мечты Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду.   То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять , расставив ноги , на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать: «Готов!»  А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челне, питаясь одной только сырой рыбой.  Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не  мог толком решить, за что мне приниматься.

5. Исключите детали

Денискины мечты

Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять , расставив ноги , на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать: «Готов!» А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челне, питаясь одной только сырой рыбой.

Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.

Проверим …  Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду. То я хотел быть астрономом. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.

Проверим

Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду.

То я хотел быть астрономом.

То я мечтал стать капитаном дальнего плавания.

А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции.

А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.

Сочинение на лингвистическую тему Подготовка к выполнению части C  ( ГВЭ) 15 Логическая схема текста-рассуждения Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста Шаблон сочинения  клише ГВЭ Словарная работа Образцы сочинений Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию  Шаблон сочинения  клише

Сочинение на лингвистическую тему

Подготовка к выполнению части C ( ГВЭ)

15

Логическая схема текста-рассуждения

Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста

Шаблон сочинения

клише

ГВЭ

Словарная работа

Образцы сочинений

Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся

Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию

Шаблон сочинения

клише

Задача ученика : Объяснить смысл высказывания о русском языке. Как понять смысл высказывания о языке? 1.Этапу объяснения предшествует этап понимания учеником смысла высказывания о языке. 2.Сделать анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему как двухчастной структуры(Понимание смысла ключевых слов на уровне -терминов, понятий (предмет высказывания) -характеристики этих понятий (что об этом говорится?) 3.Уточнить значение ключевых понятий и ключевых характеристик высказывания

Задача ученика :

  • Объяснить смысл высказывания о русском языке.

Как понять смысл высказывания о языке?

1.Этапу объяснения предшествует этап понимания учеником смысла высказывания о языке.

2.Сделать анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему как двухчастной структуры(Понимание смысла ключевых слов на уровне

  • -терминов, понятий (предмет высказывания)
  • -характеристики этих понятий (что об этом говорится?)

3.Уточнить значение ключевых понятий и ключевых характеристик высказывания

Анализ структуры высказывания «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».А. И. Горшков Александр Иванович Горшков. Предмет высказывания Выразительность (языка) Что о нем говорится? Это свойство привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление

Анализ структуры высказывания

  • «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».А. И. Горшков

Александр Иванович Горшков.

Предмет высказывания

Выразительность (языка)

Что о нем говорится?

Это свойство привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление

Анализ структуры высказывания «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.»Л.В. Успенский Предмет высказывания Грамматика Что о нем говорится? Позволяет связать между собой слова, чтобы выразить мысль о предмете.

Анализ структуры высказывания

  • «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.»Л.В. Успенский

Предмет высказывания

Грамматика

Что о нем говорится?

Позволяет связать между собой слова, чтобы выразить мысль о предмете.

Анализ структуры высказывания «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов Предмет высказывания единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение Что о нем говорится? каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу

Анализ структуры высказывания

  • «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу».

Михаил Викторович Панов

Предмет высказывания

единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение

Что о нем говорится?

каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу

Что нужно сделать?

Что нужно сделать?

  • Правильно понять тезис и составить рассуждение на его основе
  • Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
  • Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично
  • Верно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение)

С чего начинать?

Что это?

Тезис

Функции языкового явления

Это мысль, требующая доказательства.

Пример:

Факты,

доказательства, примеры.

Каждое языковое явление имеет, по крайней мере, две функции. То есть, функция для чего — то служит , что — то выражает в тексте.

Для чего нужны суффиксы с эмоционально — экспрессивной окраской?

С вводных слов и наречий.

Вывод

Должно быть использовано два аргумента — примера из теста для доказательства каждой из функций языкового явления.

По — моему мнению, у суффиксов с таким значением существуют две функции. Во — первых, они служат для образования новых слов... Во — вторых, выражают отношение автора к происходящему...

Использовать такие речевые обороты.

Соединять предложение с помощью таких союзов.

1. Я думаю, что...; 2. Чтобы доказать эту мысль, надо выявить функции данных суффиксов...

1. По — моему, … 2. На мой взгляд, … 3. По моему убеждению, …

Приведём пример, который иллюстрирует первую функцию суффиксов … Вот один из ярких примеров, который раскрывает вторую функцию эмоционально — экспрессивных суффиксов ...

Заключительная часть рассуждения. Может состоять из нескольких предложений.

-

1. Во — первых, …; 2. Во - вторых, … ; 3. Следовательно, …; 4. Итак, …; 5. Поэтому....; 6. Например, ...

1. Я полагаю, что...; 2. Попытаемся разобраться...; 3. Всё зависит от того, что... 4. Предположим, что...

Таким образом, мы можем сделать вывод, что суффиксы с эмоционально — экспрессивной окраской выполняют следующие функции: во — первых, …, во — вторых, ...

-

1. Таким образом...

1. Из этого следует, что..; 2. Приведём пример, который раскрывает...; 3. Отсюда заключаем, что...; 5. Это позволяет предположить....; 6. Доказательством служит....

-

1. Я согласна с тем, что...; 2. См. пример..

1.Поскольку. 2. Так как. 3. В результате чего. 4. Так что.

-

поиск  анализ Определить две-три разные роли Найти предложения с нужным знаком построение доказательства тезис вывод 1 2

поиск

анализ

Определить две-три

разные роли

Найти предложения с нужным знаком

построение

доказательства

тезис

вывод

1

2

СХЕМА СОЧИНЕНИЯ –РАССУЖДЕНИЯ 1 АБЗАЦ . ТЕЗИС (тема рассуждения - главная мысль текста) 2 АБЗАЦ . АРГУМЕНТ 1. Во-первых,… ПРИМЕР 1. Например, об этом свидетельствует предложение 1 текста…, в котором говорится, что… 3 АБЗАЦ . АРГУМЕНТ 2. Во-вторых,… ПРИМЕР 2. Например, доказательством этого служит предложение 2 текста…., в котором сообщается, что… 4 АБЗАЦ . ВЫВОД (ИТОГ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ТЕЗИС)  ТАКИМ ОБРАЗОМ,…  ИТАК,…  СЛЕДОВАТЕЛЬНО,…

СХЕМА СОЧИНЕНИЯ –РАССУЖДЕНИЯ

1 АБЗАЦ . ТЕЗИС (тема рассуждения - главная мысль текста)

2 АБЗАЦ . АРГУМЕНТ 1. Во-первых,… ПРИМЕР 1. Например, об этом свидетельствует предложение 1 текста…, в котором говорится, что…

3 АБЗАЦ . АРГУМЕНТ 2. Во-вторых,… ПРИМЕР 2. Например, доказательством этого служит предложение 2 текста…., в котором сообщается, что…

4 АБЗАЦ . ВЫВОД (ИТОГ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ТЕЗИС)

ТАКИМ ОБРАЗОМ,…

ИТАК,…

СЛЕДОВАТЕЛЬНО,…

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку

  • Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием ( Выбор экзаменационной работы в день экзамена).
Изложение с творческим заданием

Изложение с творческим заданием

  • Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Структура сочинения Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.   Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста). Вывод.

Структура сочинения

  • Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.  
  • Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).
  • Вывод.

Образец работы с текстом

1.Выбор текста учителем .Объём слов - от 100 до 250 слов.

2. Выразительное чтение текста учителем ( с обязательным интонационным выделением ключевых слов и микротем).

3 . Составление словарика ключевых слов учеником

4.Цитатный план из микротем.

5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста.

6. Анализ языковых единиц

7.Сочинение- рассуждение ( ответ на проблемный вопрос, объём работы- 0,5 страницы)

  • - проблема воспитанности

- проблема отношения к другим людям.

(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность , а потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (4)Они чистосердечны и боятся лжи , как огня. (5)Не лгут они даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.

(8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

(10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. (А.П.Чехов)

Словарик на тему “ Нравственность ”

Словарик на тему “ Нравственность ”

  • Воспитанные люди , человеческая личность , снисходительны , вежливы, сострадательны болеют душой , чистосердечные , пускают пыль в глаза , не болтливы , не лезут , не унижают себя , сочувствие , не играют на струнах чужих душ, не суетны.
  • *Какие средства художественной выразительности можно найти?(боятся лжи , как огня ; не пускают пыли в глаза ; не занимают такие фальшивые бриллианты ,как знакомство со знаменитостями; играть на струнах чужих душ.
Цитатный план из микротем

Цитатный план из микротем

  • Воспитанные люди уважают человеческую личность.
  • Они сострадательны…
  • Они болеют душой…
  • Они боятся лжи…
  • Они не рисуются…
  • Они не болтливы…
  • Они не унижают себя…
  • Они не играют на струнах чужих душ…
  • Они не суетны…
Текстоведческий анализ

Текстоведческий анализ

  • Сформулируйте тему текста в одном предложении
  • - Что значит быть воспитанным?
  • - Каким должен быть воспитанный человек?
  • - Воспитанные люди уважают человеческую личность.
Сочинение – рассуждение , связанное с интерпретацией текста.

Сочинение – рассуждение , связанное с интерпретацией текста.

  • Воспитанные люди… Их так мало встречается вокруг нас. Автор пишет , что они уважают человеческую личность. А что значит уважать другого человека? Я думаю, что…
Несколько советов в написании сочинения части С1:    В работе не должно быть резких переходов от одной мысли к другой. Каждую часть работы можно сопроводить принятым клише:  1. Какие проблемы поднимает автор? …посвящён проблемам…; …задумывается над вопросом…; …на первый план выдвигается мысль о…; …в центре внимания автора находятся…  2.Разделяете ли вы позицию автора? … эти слова хорошо объясняют позицию автора…; … произведение, призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю… ; …текст многое объясняет… ; …автор приглашает к разговору… ; …это интересное и нужное произведение… ; …интересно, что автор… ; …может быть , особенно сильное впечатление связано с…

Несколько советов в написании сочинения части С1:

В работе не должно быть резких переходов от одной мысли к другой. Каждую часть работы можно сопроводить принятым клише:

1. Какие проблемы поднимает автор? …посвящён проблемам…; …задумывается над вопросом…; …на первый план выдвигается мысль о…; …в центре внимания автора находятся…

2.Разделяете ли вы позицию автора?

… эти слова хорошо объясняют позицию автора…; … произведение, призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю… ; …текст многое объясняет… ; …автор приглашает к разговору… ; …это интересное и нужное произведение… ; …интересно, что автор… ; …может быть , особенно сильное впечатление связано с…

3.Как вы аргументируете свою позицию? … знакомясь с…; …вспомним ещё раз… ; …все сказанное позволяет сделать вывод…; …приведу пример другого рода… ; …перефразируя слова писателя, можно сказать, что… ; …приведённые примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы… ; …возникает, однако, вопрос… ; …чтобы прояснить свою мысль, приведу пример… 4. Особенно внимательно следует отнестись к синонимам, их использование обогащать стиль. 5.Не надо повторять фамилию писателя в каждом предложении, желательно найти возможные варианты синонимической замены, например: автор, писатель, прозаик, создатель , драматург, поэт , сатирик и т.п.

3.Как вы аргументируете свою позицию?

… знакомясь с…; …вспомним ещё раз… ; …все сказанное позволяет сделать вывод…; …приведу пример другого рода… ; …перефразируя слова писателя, можно сказать, что… ; …приведённые примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы… ; …возникает, однако, вопрос… ; …чтобы прояснить свою мысль, приведу пример…

4. Особенно внимательно следует отнестись к синонимам, их использование обогащать стиль.

5.Не надо повторять фамилию писателя в каждом предложении, желательно найти возможные варианты синонимической замены, например: автор, писатель, прозаик, создатель , драматург, поэт , сатирик и т.п.

Попробуем помочь тебе: пробуй писать по шаблону  Для чего писатель, журналист, просто любой человек пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.  Попробуем разобраться, что волновало NN (назови автора). Он пишет: «(Можешь привести цитату, над которой тебе предстоит работать – она в задании)».  Что стоит за этими словами? Я думаю, автор призывает нас задуматься над проблемой (обозначь проблему).  Чтобы мы лучше поняли, что думает сам автор по поводу поднятых им вопросов, NN обращается к ……….. (воспоминаниям о своём детстве, к рассказу о ….. и т. д.). Я думаю, лучше всего его точка зрения выражена в предложении №…. : «_________________». Размышляя о ______________, он говорит: «____________________».  NN о многом заставил меня задуматься. Я понял (а), что ________________________. (Сделай вывод из написанного тобой)

Попробуем помочь тебе: пробуй писать по шаблону

Для чего писатель, журналист, просто любой человек пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.

Попробуем разобраться, что волновало NN (назови автора). Он пишет: «(Можешь привести цитату, над которой тебе предстоит работать – она в задании)». Что стоит за этими словами? Я думаю, автор призывает нас задуматься над проблемой (обозначь проблему).

Чтобы мы лучше поняли, что думает сам автор по поводу поднятых им вопросов, NN обращается к ……….. (воспоминаниям о своём детстве, к рассказу о ….. и т. д.). Я думаю, лучше всего его точка зрения выражена в предложении №…. : «_________________». Размышляя о ______________, он говорит: «____________________».

NN о многом заставил меня задуматься. Я понял (а), что ________________________. (Сделай вывод из написанного тобой)

А можно так  NN обращается в тексте к (воспоминаниям о детстве, о войне, о ком-то, словом, назови эпизод, событие, размышления, о которых идёт речь). Он пишет: «____________». (используй цитату из задания). Что стоит за этими словами, о чём заставляет нас задуматься автор?  Мне кажется, главная мысль NN сформулирована вот в этой части текста: «_________». (Цитируй). Далее он пишет, что ___________. (С помощью косвенной речи подтверди свою мысль, можешь указать № предложения).  Автор приводит нас к выводу: ____________. Я не могу не согласиться с ним, ведь __________________. (Сделай свой вывод).

А можно так

NN обращается в тексте к (воспоминаниям о детстве, о войне, о ком-то, словом, назови эпизод, событие, размышления, о которых идёт речь). Он пишет: «____________». (используй цитату из задания). Что стоит за этими словами, о чём заставляет нас задуматься автор?

Мне кажется, главная мысль NN сформулирована вот в этой части текста: «_________». (Цитируй). Далее он пишет, что

___________. (С помощью косвенной речи подтверди свою мысль, можешь указать № предложения).

Автор приводит нас к выводу: ____________. Я не могу не согласиться с ним, ведь __________________. (Сделай свой вывод).

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, — одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе.  Недаром еще в 1810 г. в «Постановлении о Царскосельском Лицее» формулировалась основная цель обучения воспитанников словесности: «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».  Итак, залогом успешной сдачи итоговой аттестации в 9-ом классе является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, — одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе.

Недаром еще в 1810 г. в «Постановлении о Царскосельском Лицее» формулировалась основная цель обучения воспитанников словесности: «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».

Итак, залогом успешной сдачи итоговой аттестации в 9-ом классе является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Автор: Еремина Ирина Владимировна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Индивидуальный план подготовки к ОГЭ "
    ["seo_title"] => string(37) "individual-nyi-plan-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "225912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439977714"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства