kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика организации словарной работы на уроках русского языка в старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал соответсвует требованиям ФГОС, рекомендован для подготовки к ЕГЭи ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Методика организации словарной работы на уроках русского языка в старших классах»

Методические рекомендации

по организации словарной работы на уроках русского языка


Культура обращения со словарями должна закладываться и формироваться с детства. Этого требуют от школы и современные стандарты образования по русскому языку и литературе, заявляя о формировании на уроках информационной компетенции школьников. В требованиях к уровню подготовки выпускников по русскому языку в школе с русским языком обучения заявлено, что в результате изучения русского языка в основной школе ученик должен уметь «объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой». А также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, для сохранения чистоты русского языка как явления культуры, для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения, а также для увеличения словарного запаса, для расширения круга используемых грамматических средств, для развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
1.Расширение словарного запаса ученика;
2.Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.


Варианты заданий для работы с разными словарями


Для учеников 5-8 классов можно предложить подобное задание в игровой форме. Уже высказывались мысли о необходимости «избавить» русский язык от заимствований и дать новым предметам и явлениям русские названия вместо иностранных. Попробуй заменить заимствованные слова русскими или образуй соответствующее русское слово (словосочетание), опираясь на значение заимствования:

бейсболка _____________________________________________________,

галоши _______________________________________________________ ,

айфон _________________________________________________________,

степлер ________________________________________________________,

что-то еще на выбор учителя или учеников __________________________.

Если ты затрудняешься в определении значения слова, обратись к словарю иностранных слов.

Еще один тип нестандартных заданий исследовательского характера – лингвистические «угадайки».

Работа над заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

–расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумал слово», «Вопрос – ответ» и др.



Задание рекомендуется для учеников старших классов.

Статья журналистки О.Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист». «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер – тонко пишущий фломастер, а роллер – тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу... Нотес не надо путать с нотами, ноты – для музыкантов, нотес – для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно.. Степлеры – машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер – инструмент, удаляющий скобки.

Такое задание само по себе занимательно и интересно, однако можно предложить его вариант, связанный с использованием словарей:

Вариант задания. Статья журналистки О.Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист».

«Переведите» название статьи, не читая отрывки из нее. Затем, воспользовавшись толковым словарем и/или словарем иностранных слов, уточните получившееся у вас толкование. Знаете ли вы, чем отличается линер от роллера? Прочтите отрывки из статьи. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга. Прочитайте словарные статьи, толкующие эти слова, и сравните их с теми, которые приведены в статье и которые дали вы.

Задание для учеников разных классов.

Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Воспользовавшись толковым словарем, выпишите словарные статьи, толкующие угаданные вами слова традиционно. Чем различается то толкование, которое предложено в задании, от того, которое дано в словаре? К каким стилям относится одно и второе толкование?

Такого же типа задания возможны и при работе со словарями другого типа.

Задание для учеников разных классов.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

Воспользовавшись Словарем русских пословиц и поговорок, проверьте себя. Объясните смысл пословиц и поговорок, зашифрованных в задании.


Варианты заданий для работы со словарями синонимов и антонимов.


1. Прочитайте синонимические ряды к слову плохой и объясните, чем они различаются между собой.


ПЛОХОЙ, дурной, некачественный, неудовлетворительный, нехороший, устар., разг. худой, разг. дрянной, разг., шутл. неважнецкий, разг. неважный, разг. негодный, разг. нестоящий, разг., презр. поганый, разг. скверный, разг. сниж. аховый, разг. сниж., груб., бран. говенный, разг.сниж., груб., бран. дерьмовый,разг. сниж., пренебр. никудышный, разг.сниж.,презр. паршивый, разг. сниж. фиговый, разг.сниж., пренебр., бран. хреновый, жарг. лажовый, жарг. туфтовый, жарг. фуфловый.

ПЛОХОЙ, дурной, нехороший, скверный, разг. худой

ПЛОХО, дурно, некачественно, неудовлетворительно, нехорошо, устар., разг. худо, разг., шутл. неважнецки, разг. неважно,разг., презр. погано, разг. скверно, разг.сниж., презр. паршиво, разг. сниж. фигово, разг.сниж., пренебр. хреново

2. Расположите синонимы к слову прекрасный так, чтобы каждый последующий обозначал большую степень проявления признака, затем сопоставьте получившийся результат с тем, который предложен в словаре.

Прекрасный, отличный, первостатейный, замечательный, перворазрядный, великолепный, отменный, первоклассный, превосходный, роскошный первосортный.

ПРЕКРАСНЫЙ, великолепный, замечательный, отличный, отменный, первоклассный, перворазрядный, первосортный, первостатейный, превосходный, роскошный, разг.классный, разг. мировой, разг., ирон. распре

красный, разг. шикарный, разг. сниж. мировецкий, разг. сниж. обалденный, разг. сниж.офигенный, разг. сниж. офигительный, жарг.балдежный, жарг. здоровский, жарг. кайфовый, жарг. клевый, жарг. неслабый, жарг. нехилый, жарг. ништяковый, жарг. отпадный, жарг. суперный, жарг. суперский

ПРЕКРАСНО, великолепно, замечательно, отлично, отменно, первоклассно, первосортно, превосходно, роскошно, разг. редкостный, феноменальный, книжн. необычайный, книжн. экстраординарный

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, незаурядно, необыкновенно, необычно, особенно, редко, редкостно, феноменально, книжн. необычайно, книжн. экстраординарно

3. Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда и почему? Проверьте себя по словарю. • Учитель, педагог, математик, преподаватель, химик.

• Опять, снова, вновь, обратно.

4. Подберите синонимы к словам краткость, краткий. Проверьте по словарю, все ли возможные синонимы вы включили. Значения каких слов, встретившихся в словаре, вам не совсем ясны?

КРАТКОСТЬ, афористичность, конспективность, лаконизм, лаконичность, немногословность, однословность, односложность, сжатость, скупость, книжн. лапидарность

КРАТКИЙ, афористический, афористичный, конспективный, короткий, лаконический, лаконичный, немногословный, однословный, односложный, сжатый, скупой, телеграфный, книжн. лапидарный

КРАТКО, афористично, вкратце, конспективно, коротко, лаконически, лаконично, немногословно, однословно, односложно, сжато, скупо, сокращенно, телеграфно, книжн. Лапидарно.


Задания по Словарю антонимов русского языка

(автор М.Р.Львов)

1.Выпишите из пословиц антонимы. Найдите их в словаре.

• Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

• Молод годами, да стар делами.

• Язык длинный, мысли короткие.

2. Найдите словарные статьи с приведенными антонимами и выпишите примеры, которые там встречаются. Что необходимо учитывать при поиске в словаре нужной словарной статьи?


Родина – чужбина, много – мало, большое – малое, родной – чужой.

3. Найдите среди иллюстративного материала в словаре примеры на антитезу. Выпишите их.


Задания по орфографическому словарю

Орфографическая грамотность, а вернее, к величайшему сожалению, зачастую безграмотность современных школьников вызывает много вопросов и нареканий не только у школьных учителей. При этом овладение орфографией - одна из важнейших коммуникативных задач при обучении русскому языку, так как орфография, определяя нормы единообразной передачи на письме звучащей речи, облегчает общение между людьми, способствуя тем самым выполнению русским языком функции государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Причин у этого явления много. Существуют, конечно, причины, которые могут быть названы скорее социальными, чем лингвистическими -- общее снижение культуры, влияние современных средств массовой информации, излишняя демократизация языка, смешение стилей, отсутствие мотивации к чтению и т.д.

Однако существуют и проблемы методического характера. Причина речевой, в т.ч. орфографической безграмотности кроется, помимо прочего, в том, что традиционная методика обучения орфографии, построенная на осознаваемой основе (правило - практическое его применение -автоматизация навыка), не меняется уже очень давно, а ситуация в обществе меняется, и довольно стремительно. При этом традиционная методика сформировалась тоже не сразу. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Длительный период споров завершился только в советское время безоговорочным признанием положения, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слова. Однако знание школьниками орфографических правил сводится часто к знанию словесной формулировки правила, а не к овладению им по сути, то есть на уровне орфографического действия. Кроме того, это осознанное начало не доходит до осознания основополагающих принципов русской орфографии.

Часто недооценивается та языковая и речевая база, на которой основано правильное письмо (правильное произношение, навыки чтения, лексическая основа, развитая речь и мышление, знание грамматики и общая культура человека). Подсознательное, интуитивное овладение правилами письма с опорой на зрительные, слуховые, речедвигательные и рукодвигательные (моторные) анализаторы принимается во внимание в школе совсем уж нечасто.

Письмо на основе правил, избавляя пишущего от необходимости запомнить написание каждого отдельного слова, не обеспечивает понимания орфографической системы в целом, не раскрывает взаимосвязи между правилами, не создает предпосылок для самоконтроля в стандартных орфографических ситуациях. Для преодоления этих недостатков необходимо опереться в обучении на обобщения более высокого уровня, чем на те, которые содержатся в конкретных правилах правописания. Высший уровень обобщения в орфографии - понятие о ведущем принципе правописания. Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа объясняют лингвисты тот факт, что школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им основы, путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Еще в 1960 г. вышла книга Н.С. Рождественского “Свойства русского правописания как основа методики его преподавания”, в которой автор доказывал необходимость “установить связь между отдельными написаниями, дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как части к целому”.

Таким образом, работа по формированию орфографической грамотности в школе не может ограничиваться только заучиванием и механическим применением правил правописания.

Однако при общей логичности и стройности орфографической системы русского языка существует довольно много слов с непроверяемыми написаниями, для овладения навыками правильного написания которых знание правил не нужно. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся. Усвоение их чаще всего происходит традиционно: учащиеся знакомятся со словом, записывают его в тетради или специальные словарики, затем пишут словарный диктант с этими словами. Во многом этот подход аналогичен тому. Который применяется при усвоении того или иного правила правописания. Но наблюдения показывают, что школьники допускают много ошибок в написании «словарных» слов. Мешает их полноценному усвоению в первую очередь пассивная роль детей, так как слово преподносится и анализируется учителем, а ученики лишь списывают и заучивают его. Такое механическое заучивание вряд ли может привести к эффективному усвоению.

Работа над усвоением написания слов с непроверяемыми написаниями может быть очень разнообразной. Принципиально, чтобы она опиралась на активность учеников. Работа с орфографическим словарем должна стать неотъемлемой частью такой работы. «Словарное» слово нужно сначала «предъявить» школьникам тем или иным способом (отгадывание кроссворда, загадки, определение слова по его признакам и т.д.). Школьники могут сами определить «ошибкоопасные» места, записать это слово с пропуском соответствующей буквы и попытаться найти проверочное слово. После этого, когда у них появляется мотивация к отысканию решения проблемы, учитель может предъявить им слово, написанное правильно. Однако более целесообразным будет обращение школьников к орфографическому словарю русского языка, в котором они сами отыскивают слово. В таком случае реализуется деятельностный подход к обучению, алгоритм осознания проблемы и ее решения оказывается завершенным. Возможно, такой путь покажется долгим, требующим времени, которое всегда в дефиците у школьного учителя. Однако подобная деятельность дает тот результат, которого не приносит традиционная форма обучения.

Конечно, для закрепления навыка написания «словарных» слов требуется систематическая работа, включающая в себя и различные виды диктантов, и работу по карточкам, и исправление допущенных ошибок и т.д. На этом этапе работа с орфографическим словарем также может быть очень полезной. Написав диктант, школьник может проверить себя сам, пользуясь словарем. Может это быть и взаимопроверка, но опять же с использованием словаря. Ученик должен приобрести навык в случае сомнений в верном написании обращаться к справочной книге.

Кроме того, задание по работе с орфографическим словарем может быть не только частью работы по усвоению слова, но и заданием самостоятельным. Учитель может предложить школьникам следующие типы заданий:

• найдите и выпишите 2 (3, 5 и т.д.) существительных, глаголов, прилагательных (в зависимости от той грамматической темы, которая изучается);

• -найдите и выпишите существительные ж., м., ср. рода.

Задания могут быть самыми различными. Школьники могут искать существительные собственные и нарицательные, прилагательные качественные и относительные, слова с удвоенными согласными, слова, состоящие из определенного количества слогов или имеющие определенную словообразовательную структуру и т.д. Учитель может ограничить школьников одной или несколькими буквами или предложить работать со всем словарем. Такая работа может индивидуальной или групповой. Можно провести соревнование «Кто больше?» и т.д. При этом усваивается и тема, изучаемая в данный момент в курсе русского языка, и написание слов, включенных в орфографический словарь, а также совершенствуются навыки работы со словарем, которые у большинства современных школьников совершенно не сформированы. К сожалению, нередко приходится наблюдать картину: во время сочинения, изложения, экзамена ученику разрешается пользоваться орфографическим словарем, словарь доступен, но за все время работы школьник так ни разу к нему и не обращается, предпочитая спрашивать учителя или писать наугад. Для преодоления этой тенденции и необходима планомерная работа со словарем на уроках русского языка.

Работа над ошибками тоже может включать в себя работу со словарем. "Общий принцип исправления ошибок, - говорил Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать". Поэтому, если учитель не исправляет ошибку ребенка, а лишь подчеркивает слово с ошибкой и отмечает ее наличие на полях, задачей школьника становится отыскать и объяснить свою ошибку. И наиболее логичный путь решения проблемы в случае затруднений с идентификаецией ошибки – обращение к орфографическому словарю Учитель должен отвечать на вопрос ребенка о том, в чем заключается ошибка, лишь после того, как школьник сам попробовал разные пути решения проблемы и не смог ее найти.

Школьник, привыкший пользоваться орфографическим словарем, со временем начинает обращаться к нему не только в случаях, когда сомневается в правильном написании слова, но и тогда, когда хочет понять, правильно ли он образовал прилагательное от существительного, краткую форму от полной и т.д. Таким образом, формируется общая лингвистическая культура личности.

Конечно, подспорьем для учителя могут стать орфографические словарики, дающиеся в конце учебника. Однако для систематической работы по усвоению слов с непроверяемыми написаниями такого словарика явно недостаточно. Кроме того, человек, обладающий языковой культурой – это человек, владеющий и культурой работы со словарем. Для этого необходима работа с серьезными большими словарями. Одним из недавно созданных орфографических словарей является «Орфографический словарь русского языка» (авторы Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К, проект «Словари ХХI века»). Важно, что в этом словаре дается очень много примеров написания сложных слов, традиционно вызывающих затруднения у школьников. Кроме того, некоторые имена собственные прокомментированы, что особенно важно для школьников: «Ласточкино гнездо» (место в Крыму), «Союз благоденствия» (общество декабристов) и т.д. Написание причастий и прилагательных с н, нн, например, дается в двух вариантах:

латанный, прич. кр.ф. латан, латана, -тано, -таны.

Эти джинсы, латанные много раз, уже нельзя надевать.

латаный, прил.

На нем были латаные джинсы и новая рубашка.

Использование в школе этого словаря может помочь учителю в решении не только проблем орфографической грамотности, но и общей речевой грамотности школьников.

Задания по орфоэпическим словарям

Задания исследовательского характера.

Для учеников, имеющих высокий уровень подготовки, можно предложить следующую задачу:

Учитель дает задание- расставить ударения в словах:

Втридорога, бомбардировать, заржаветь, исчерпать, исподволь, нефтепровод, предвосхитить, танцовщица, углубить, колледж, жалюзи, дозвонишься, пиццерия, пломбировать, пломбированный, клала, ветеринария, баловать, балуется

После того как задание будет выполнено, ученики должны самостоятельно найти все указанные слова в словаре ударений, сопоставить тот вариант, который дан в словаре ударений, и отметить ошибки, которые они допустили. Постепенно, выполняя такие задания регулярно, школьник может составить собственный орфоэпический словарик. Наиболее подготовленные ученики могут получить задание составить собственный орфоэпический диктант, выбрав из словаря те слова¸ ударения в которых кажутся им непривычными и не совсем соответствующими тому, как говорят окружающие. Известно задание исследовательского характера, связанное с историей русской орфографии.

К уроку истории русской орфографии в 10-м классе (в рамках более широкой темы «Принципы русской орфографии) было дано домашнее задание: «Понаблюдайте, есть ли вокруг нас слова, написанные не по современным орфографическим правилам; запишите найденные примеры, подумайте, чем объясняется подобное написание». К обсуждению этого задания будет целесообразно обратиться в конце урока, при разговоре о современной орфографии и графике. Примеры, которые привлекли внимание учеников.

Величь (название поселка); Банкъ «Столичный»; Кристалл-градъ; «Твердъ» (финансовая группа); «Пересветъ» (название кафе); «КоммерсантЪ»; «Inostraнец» (газета); «Vrемя, впеred!»; «матывай удо4ки» (название фильма); СотрудничестВО! (реклама); Пора ОбLADать! (реклама); реалити-шоу (а может быть, реалити шоу?); компакт-диск (компакт диск?) и многое другое.

Старшеклассники объяснили некоторые написания желанием привлечь внимание потребителей с помощью графической игры (с нарушением орфографических норм); создать респектабельный вид, используя элементы дореформенной орфографии, и другими причинами. На материал, собранный самостоятельно, можно будет опираться и при выполнении следующего домашнего задания: написать небольшое сочинение на тему «Чем мне интересна русская орфография».

Возможен такой тип задания, связанный и с ударениями в русских словах. Например, в слове творог норма допускает два варианта ударения. Ученикам можно предложить найти как можно больше слов, в которых постановка ударения вариативна и связана с историей языка. Это может стать основой исследовательской работы, связанной с историей ударений как частью истории языка.

Конечно, возможности использования словаря ударений для формирования учебно-исследовательских умений учащихся шире, чем приведенные примеры. Учитель всегда может решить, как он будет использовать словарь в конкретной учебной ситуации. Но то, что словарь – наш незаменимый помощник, несомненно.


Список литературы:

1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.,: Просвещение, 2007.

2.Виноградов В.В. Лексикология и лексикография // Избр. Труды. – М., 1977.

3.Козырев В.А. Русская лексикография.- М., 2008

4.Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся / Л.П.Крысин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

5.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007.50

6.Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методика организации словарной работы на уроках русского языка в старших классах

Автор: Чеснокова Валентина Ивановна

Дата: 21.01.2020

Номер свидетельства: 536847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства