Методика критического мышления на уроках русского языка
Методика критического мышления на уроках русского языка
Очень часто критическое мышление называют рефлексивным. И в этом утверждении действительно многое верно. Рефлексия подразумевает обращенность мышления на самое себя. Когда я размышляю над тем, каким образом достичь той или иной образовательной цели: как научить по-настоящему читать научную литературу, работать с текстом, с информацией, то я мыслю логически, и, вероятно, креативно, творчески. Но когда я задумываюсь над тем, а как, собственно, я мыслю, почему я использую именно такие мыслительные стратегии, то это мышление уже называется критическим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика критического мышления на уроках русского языка»
Применение технологий«Методики критического мышления»на уроках русского языка.
Вызов - Осмысление - Рефлексия
Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы
Стадия
Деятельность учителя. З адачи данной стадии
1. Вызов
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - в парах - в группах -на класс.
Действия обучаемых
овладение навыками общения;
обеспечивает активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;
активизация каждого обучаемого;
вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения
ii .
Осмысление (Реализация смысла)
Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал учебника), работа ведется индивидуально, в парах.
III . Размышление
(Рефлексия)
Происходит творческая переработка, анализ,
интерпретация, оценка изученной информации, работа ведется на класс - в группах - в парах -индивидуально
Возможные приемы и методы
анализируют собственные знания по заданной теме; систематизирует информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи;
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии Вызова;
поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания;
создание условий для активного восприятия новой информации.
Возвращение к предыдущим представлениям;
активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений);
закрепление полученных знаний и формирование долговременного знания;
вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
«Пометки на полях»
использование значков: " v " "+","-", и "?»
ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы и т.д.
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
соотнося "старую« информацию с "новой";
стараются выражать мысли своими словами (присваивает информацию);
свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями);
анализируют собственные мыслительные операции.
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод(чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Приём«Составление кластера»
род
м
2
1
3
ж
С.
склонение
Безударное окончание
Существи-тельное
Кто?
Что?
Заглав.
буква
число
Мн.
Нариц .
Собств.
Ед.
Гласные и согласные
в суффиксе
Гласные и согласные
в приставке
ЧК - ЧН
Показатель мягкости
Проверяемый
безударный
гласный
Разделительный
мягкий знак
Непроверяемый
безударный
гласный
Разделительный
твёрдый знак
орфограммы
Предлог
Парный согласный
по глухости - звонкости
Двойные
согласные
Непроизносимый
согласный в слове
Кластер означает пучок, созвездие.
Приём«Пометки на полях»
«Галочка» ( v ) – известная информация.
«Плюс» ( + ) – новая информация.
«Минус» (-) – думает иначе.
«Вопрос» (?) – непонятное ученику.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V
Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
Приём «Написание синквейна»
Первая строчка – существительное;
Вторая строчка – два прилагательных;
Третья строчка – три глагола;
Четвёртая строчка – фраза, предложение;
Пятая строчка – синоним.
Например:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
Приём «Диаманта»
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Приём«Верные – неверные утверждения»
Тема «Местоимение».
Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
В предложении местоимения бывают только подлежащим.
В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
Местоимения изменяются по падежам и числам.
В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом
ОРФОГ-
РАММЫ
УЧАТ
ПИСАТЬ
ГРАМОТНО
ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ
РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь
ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК.
ЗАПОМ-НИТЬ
ЗНАТЬ ПРАВИЛО
ЗНАТЬ ПРАВИЛО
В КОРНЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И
Приём «Фишбоун»(рыбный скелет)
голова - вопрос темы;
верхние косточки - основные понятия темы;
нижние косточки — суть понятий;
хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!