kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика критического мышления на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто критическое мышление называют рефлексивным. И в этом утверждении действительно многое верно. Рефлексия подразумевает обращенность мышления на самое себя. Когда я размышляю над тем, каким образом достичь той или иной образовательной цели: как научить по-настоящему читать научную литературу, работать с текстом, с информацией, то я мыслю логически, и, вероятно, креативно, творчески. Но когда я задумываюсь над тем, а как, собственно, я мыслю, почему я использую именно такие мыслительные стратегии, то это мышление уже называется критическим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика критического мышления на уроках русского языка»

Применение технологий  «Методики критического мышления» на уроках русского языка . Вызов - Осмысление - Рефлексия

Применение технологий «Методики критического мышления» на уроках русского языка .

Вызов - Осмысление - Рефлексия

Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы

Стадия

Деятельность учителя. З адачи данной стадии

1. Вызов

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - в парах - в группах -на класс.

Действия обучаемых

овладение навыками общения;

обеспечивает активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;

активизация каждого обучаемого;

вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения

ii .

Осмысление (Реализация смысла)

Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал учебника), работа ведется индивидуально, в парах.

III . Размышление

(Рефлексия)

Происходит творческая переработка, анализ,

интерпретация, оценка изученной информации, работа ведется на класс - в группах - в парах -индивидуально

Возможные приемы и методы

анализируют собственные знания по заданной теме; систематизирует информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи;

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии Вызова;

поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания;

создание условий для активного восприятия новой информации.

Возвращение к предыдущим представлениям;

активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений);

закрепление полученных знаний и формирование долговременного знания;

создание нового смысла (присвоение знаний).

составление списка "корзина идей, понятий, имён…"

рассказ- предположение по ключевым словам;

графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т. д.

вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

«Пометки на полях»

использование значков: " v " "+","-", и "?»

ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы и т.д.

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

соотнося "старую« информацию с "новой";

стараются выражать мысли своими словами (присваивает информацию);

свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями);

анализируют собственные мыслительные операции.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные вопросы;

написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;

исследования отдельных вопросов темы и т.д

Прием  «Корзина»  идей, понятий, имен…  Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много») - Обмен информацией в группах. - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) - Какое слово может быть лишним? Почему? мороз снег снежки холод -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Приём  «Составление кластера» род м 2 1 3 ж С. склонение Безударное окончание Существи-тельное Кто? Что? Заглав. буква число Мн. Нариц . Собств. Ед.

Приём «Составление кластера»

род

м

2

1

3

ж

С.

склонение

Безударное окончание

Существи-тельное

Кто?

Что?

Заглав.

буква

число

Мн.

Нариц .

Собств.

Ед.

Гласные и согласные в суффиксе Гласные и согласные в приставке ЧК - ЧН Показатель мягкости Проверяемый безударный гласный Разделительный мягкий знак Непроверяемый безударный гласный Разделительный твёрдый знак орфограммы Предлог Парный согласный по глухости - звонкости Двойные согласные Непроизносимый согласный в слове Кластер  означает пучок, созвездие.

Гласные и согласные

в суффиксе

Гласные и согласные

в приставке

ЧК - ЧН

Показатель мягкости

Проверяемый

безударный

гласный

Разделительный

мягкий знак

Непроверяемый

безударный

гласный

Разделительный

твёрдый знак

орфограммы

Предлог

Парный согласный

по глухости - звонкости

Двойные

согласные

Непроизносимый

согласный в слове

Кластер означает пучок, созвездие.

Приём  «Пометки на полях» «Галочка» ( v )  – известная информация. «Плюс» ( + )  – новая информация. «Минус» (-)  – думает иначе. «Вопрос» (?)  – непонятное ученику.  Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?  V  Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V    Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +  Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +  Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом.  +

Приём «Пометки на полях»

  • «Галочка» ( v ) – известная информация.
  • «Плюс» ( + ) – новая информация.
  • «Минус» (-) – думает иначе.
  • «Вопрос» (?) – непонятное ученику.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V

Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

Приём «Написание синквейна» Первая строчка  – существительное; Вторая строчка  – два прилагательных; Третья строчка  – три глагола; Четвёртая строчка  – фраза, предложение; Пятая строчка – синоним. Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.

Приём «Написание синквейна»

  • Первая строчка – существительное;
  • Вторая строчка – два прилагательных;
  • Третья строчка – три глагола;
  • Четвёртая строчка – фраза, предложение;
  • Пятая строчка – синоним.

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Приём «Диаманта» 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня

Приём «Диаманта»

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

Приём«Верные – неверные утверждения» Тема «Местоимение».

Приём«Верные – неверные утверждения»

Тема «Местоимение».

  • Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
  • В предложении местоимения бывают только подлежащим.
  • В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  • Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  • Местоимения изменяются по падежам и числам.
  • В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом
ОРФОГ- РАММЫ УЧАТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК. ЗАПОМ-НИТЬ ЗНАТЬ ПРАВИЛО ЗНАТЬ ПРАВИЛО В КОРНЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)  голова - вопрос темы; верхние косточки - основные понятия темы; нижние косточки — суть понятий;  хвост – ответ на вопрос.  Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ОРФОГ-

РАММЫ

УЧАТ

ПИСАТЬ

ГРАМОТНО

ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ

РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь

ГЛ. 2-ГО Л. С ЛИЧ. ОК.

ЗАПОМ-НИТЬ

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

ЗНАТЬ ПРАВИЛО

В КОРНЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

  • голова - вопрос темы;
  • верхние косточки - основные понятия темы;
  • нижние косточки — суть понятий;
  • хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика критического мышления на уроках русского языка

Автор: Мартыновская Ирина Николаевна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология критического мышления на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "119270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413375461"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства