kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разные методы обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы Таекееввва Бахыткуль

                            Кенжебековна ГУ «Средняя школа №176» города Кзылорда

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс

                     «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»

                                                                                                                                 Ж. Ренар    

            Успех обучения любому предмету всегда определялся чёткостью и правильностью постановки цели обучения, которая определяется социальным заказом общества и  на сегодняшний день для учебного предмета «Русского языка» и «Литературы» характеризуется единством образовательной, воспитательной и развивающей цели.

            Какие изменения претерпевает на сегодняшний день цель обучения данным предметам?

            Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

            На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

            Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

            Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.

            Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности.

            К интерактивным методам относятся:

 1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников. 2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

 3. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 4. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др. Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний с 5 по 8 классы.

            Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку ( например;  составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию  и т.д.)

Следующая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; формирование навыков написания текстов различных жанров; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Цель данной технологии – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения

К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок-конференция. После изучения любого раздела учителя могут проводить итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых  - активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам.

Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией современного образования являются дебаты, которые очень актуальны для сегодняшнего дня, так как обладают такими качествами, как:

- универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);

- востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);

- интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).

При подготовке к дебатам проводится «Мозговой штурм», когда, исходя из знаний и опыта каждого ученика, выясняется, что они к этому времени знают по данной теме, по ее ключевым понятиям. Отсюда дифференцированный подход учителя к учащимся, так как не могут два ученика  одинаково знать, уметь, мыслить. Важнейшим позитивным моментом является то, что дебаты развивают критическое мышление, которое так необходимо на уроках литературы, когда приходится абстрактные идеи соотносить с реалиями сегодняшнего дня.

Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.

            Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.

И я вам желаю того же, удивляйте своих  учеников на протяжении каждого урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разные методы обучения на уроках русского языка »

Учитель русского языка и литературы Таекееввва Бахыткуль

                            Кенжебековна ГУ «Средняя школа №176» города Кзылорда

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. 5-11 класс

«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»

                                                                                                                                 Ж. Ренар    

            Успех обучения любому предмету всегда определялся чёткостью и правильностью постановки цели обучения, которая определяется социальным заказом общества и  на сегодняшний день для учебного предмета «Русского языка» и «Литературы» характеризуется единством образовательной, воспитательной и развивающей цели.

            Какие изменения претерпевает на сегодняшний день цель обучения данным предметам?

            Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

            На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

            Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

            Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.

            Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности.

            К интерактивным методам относятся:

 1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников. 2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

 3. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 4. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы. 5. Дебаты. 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др. Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний с 5 по 8 классы.

            Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку ( например;  составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию  и т.д.)

Следующая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; формирование навыков написания текстов различных жанров; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Цель данной технологии – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения

К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок-конференция. После изучения любого раздела учителя могут проводить итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых  - активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам.

Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией современного образования являются дебаты, которые очень актуальны для сегодняшнего дня, так как обладают такими качествами , как:

- универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);

- востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);

- интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).

При подготовке к дебатам проводится «Мозговой штурм», когда, исходя из знаний и опыта каждого ученика, выясняется, что они к этому времени знают по данной теме, по ее ключевым понятиям. Отсюда дифференцированный подход учителя к учащимся, так как не могут два ученика  одинаково знать, уметь, мыслить. Важнейшим позитивным моментом является то, что дебаты развивают критическое мышление, которое так необходимо на уроках литературы, когда приходится абстрактные идеи соотносить с реалиями сегодняшнего дня.

Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.

            Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.

И я вам желаю того же, удивляйте своих  учеников на протяжении каждого урока.

 

                                 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разные методы обучения на уроках русского языка

Автор: Таекеева Бакытгуль Кенжебековна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства