открывать возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации,
по-новому, на более современном уровне организовать процесс обучения,
построить процесс обучения так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом .
ИКТ на уроках русского языка и литературы позволило:
повысить темп урока,
сократить потери рабочего времени до минимума,
увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий,
сделать урок более ярким и увлекательным.
Виды использования ИКТ на уроках
Построение схем, таблиц в презентации при изучении новых тем,
Задания с последующей проверкой и самопроверкой (в виде тестов и т.д.),
Просмотр дисков по литературе с записями фильмов по мотивам художественных произведений.
Использование средств сети Интернет
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
Подготовка словарной работы. ( http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm ,)
Создание докладов и рефератов по теме ( www.rusedu.ru , www.openklass.ru , www.edu.doal.ru ).
Подбор музыкального сопровождения к урокам литературы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Основными информационными разделами (www.edu.ru) являются:
каталог образовательных интернет-ресурсов;
базы данных российских образовательных учреждений;
раздел Абитуриент , содержащий информацию о по-рядке приема в учреждения высшего и среднего профес-сионального образования, сведения о вузах и ссузах, онлайн-тесты по ЕГЭ и ГИА;
раздел Мероприятия с информацией о конференциях, семинарах, выставках и других событиях в жизни научно-образовательного сообщества;
раздел Конкурсы с информацией о российских и зару-бежных конкурсах, грантах, олимпиадах в сфере обр-я;
Установки при работе с ресурсами сети Интернет для учителя и учащихся:
учащимся предлагаются сайты, рекомендованные для выполнения данного задания,
сам учитель должен понимать, что он хочет получить от учащегося,
нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания,
обеспечить учащимся достаточный ресурс времени для выполнения задания,
предупредить учеников о критериях оценивания работы,
предлагать список тем рефератов, докладов для выбора учащимися,
указывать объем работы.
Роль ИКТ:
усиление мотивации обучения;
повышение скорости и качества усвоения изучаемого материала;
повышение активности обучающихся в процессе изучения материала;
обеспечение более эффективного контроля за усвоением знаний;
дифференцированный подход и индивидуализация обучения.
Результативность ИКТ на уроках:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Интерактивная доска и мультимедийный проектор- важнейшие технические средства, помогающие сделать современный урок насыщенным, ёмким, а учащимся- легче усвоить основные понятия, термины; запомнить необходимые сведения. С их помощью я мгновенно вывожу на экран максимум полезной информации. Но чтобы эта технология работала максимально, я тщательно отбираю, систематизирую и оформляю материал, чтобы ученики могли в считанные минуты вспомнить пройденное, систематизировать полученные ранее сведения или увидеть, на что необходимо сделать акцент в темах, которые будут изучаться в ближайшее время.
Особенно удобны такие схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках.
Помимо удобства для быстрого введения в тему или повторения, они помогают учащимся скорректировать их записи в тетрадях, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.
Схемы, приведённые на этой странице, помогают ученикам усвоить принципиальную разницу в терминологии при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Одна из любимых форм работы с мультимедийными технологиями – создание учебных и контрольных презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. Ребята за несколько месяцев вперёд разбирают темы, по которым будут выступать моими сотрудниками. Сейчас в нашей методической копилке презентации практически к каждому уроку литературы, МХК и русского языка. Я охотно делюсь своими наработками с коллегами , размещая их на самых разных сайтах: Учительский портал«На урок»http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=ryabizova
Cлайд-фильмы мы делаем по- разному: с музыкальным или словесным сопровождением, чаще без него, так как необходим комментарий со стороны учеников или учителя; с установленным периодом смены слайдов или по щелчку; иногда презентации насчитывают до 6 0 слайдов, когда необходимо дать представление о каком-либо общем явлении. Иногда работы небольшие, если нужно, чтобы обучающиеся запомнили что - то конкретное.
По предметам гуманитарного цикла очень сложно объективно оценить знания, особенно по литературе и МХК . Но мне хочется быть объективной в этом вопросе, поэтому я иду в оценивании знаний учащихся по нескольким путям:
Олимпиады и конкурсы
Устная работа на уроках
Компьютерное тестирование
Но уверена, что компьютерное тестирование может служить лишь как промежуточный или вспомогательный способ контроля по предмету.
Я активно работаю в этом направлении, а ученики помогают мне во всём. Учащиеся помогают составлять тесты, лишь бы в ход урока они были включены для проверки компетенций.
«Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд...» Э.Золя