Материал презентации к уроку русского языка в 7 классе "Морская стихия"
Материал презентации к уроку русского языка в 7 классе "Морская стихия"
Данная презентация развивает эстетический и художественный вкус учащихся. приобщает их к художественной культуре. Подобран интересный художественный и музыкальный материал о море в картинах художника Айвазовского, высказываниях русских писателей. Учащиеся имеют возможность выбирать высказывания, которые им интересны и отвечают их настроению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал презентации к уроку русского языка в 7 классе "Морская стихия"»
Причастный оборот.
Выделение причастных оборотов запятыми. Строение предложений с причастными оборотами.
Цель урока
Закрепить навык нахождения причастного оборота
Уметь конструировать предложения с причастными оборотами
Расшифруйте схемы
,
.
Причастный оборот
,
,
причастный оборот
Определяемое слово, прич.+завис сл.,
Главное оч… рование моря заключалось в какой(то) тайне, которую оно всегда хр..нило в своих пространствах.
Разве не тайною было его фосфорическое* св..чение, когда в безлу ...ую июльскую ночь рука, опущенн..в черную теплую воду, вдруг оз..рялась, вся осыпанн.. голубыми искрами. Или движущ… огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка?
Вставьте недостающие буквы, знаки препинания, найдите причастия, обозначьте причастные обороты.
Каково лексическое значение словафосфорическое?
(Фосфорический—светящийся бледным светом, подобно фосфору; фосфор—вещество, легко воспламеняющееся и светящееся в темноте.)
Какие картины моря храните вы в своей памяти? (Живые или пейзажи, созданные писателями или художниками?)
Иван Константинович Айвазовский(1817-1900гг)
«Чёрное море»
«Кораблекрушение»
«Закат»
«Лунная ночь на Капри»
«Бурное море»
«Девятый вал»
«Среди волн»
Спишите текст, обозначьте причастные обороты и одиночные причастия
«Среди волн»—удивительнейш.. картина Айвазовского.На ней нет (н..)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны, вздыма-
ющ.. к небу, одна выше другой. По небу, тяжело опустивш.. на море,
свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш.. стихия.
«Корабль «Мария» во время шторма»
«Корабль «Мария» во время шторма»
Устно обозначьте причастные обороты и одиночные причастия
Гневное, бурное море, неистово мчащ…свои воды, ра…кач…вает к…рабль «Мария». Солнечные лучи, пробивш… сквозь мрачные, черные, лохматые тучи, осв…щают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ…морем и небом с несущ… по нему тучами.
(«Корабль «Мария» во время шторма».)
«Георгиевский монастырь»
Из данных слов составьте предложения, расставьте знаки препинания
Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, на, в, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, берег, море, горизонт, круглый, желтый, далекий, скалистый, заливающий, освещать. Скалы, дорожка,
часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как. Поверхность, море, спящий, колыхаться, едва.
Проверь себя
На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил
море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает скалистый берег, море, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые,
охраняющие спокойное сонное море. Поверхность спящего моря едва колышется.
«Штиль»
Из данных слов составьте предложения, расставьте знаки препинания(устно)
Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем. Спокойны и рыбаки, готовящиеся выйти в море.
Составьте текст по заданному началу («Девятый вал»).
Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный...
Например
Бурное море бешено мчит свои воды, освещенные неяркими, тревожными лучами солнца, скрытого за стеной огненных туч. Злое море, желающее показать свою сокрушительную силу, поднимает изумрудные громады волн все выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей, спасающихся на обломках мачты. Море кипит, стихия неумолима. Но почему то кажется, что отважные моряки не погибнут.
Какова роль причастий в тексте?
Помогают передать одновременно и признак, что делает описание более ярким и точным, и действие, что позволяет передать динамичность картин Айвазовского.
Спишите предложение
С необычайной силой и убедительностью И. К. Айвазовский умел передать ярость бушующего и тихую гладь отдыхающего моря, блеск солнечных лучей, сверкающих на воде, и рябь от дождя, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн, показать мужество человека, вступающего в схватку с морской стихией.
—Найдите причастия, объясните выбор окончаний.
—Найдите причастный оборот, объясните условия его
выделения запятыми .
Для многих море Айвазовского – непременная часть мозаичной картины мира, которую каждый собирает для себя с детства. Как мечта о празднике и путешествиях в далёкие страны и какстрашнаясказка - жутковато, но невозможно оторваться. Или как романс – может быть, наивно и слегка приторно, а всё же волнует, подчиняет.
Домашнее задание
Если мы объединим написанные вами работы, продумаем вступление, получится сочинение о художнике Айвазовском или о море.