kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистика - наука о языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю эффективно провести урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистика - наука о языке»

Лингвистика – наука о языке Урок русского языка 5 класс

Лингвистика – наука о языке

Урок русского языка

5 класс

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В. Гоголь

Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Что изучает лингвистика?

  • Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке .
  • Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Графика  Фонетика  Орфография Орфоэпия Разделы лингвистики Лексика Морфология Синтаксис Пунктуация Культура речи Морфемика Текстоведение

Графика

Фонетика

Орфография

Орфоэпия

Разделы лингвистики

Лексика

Морфология

Синтаксис

Пунктуация

Культура речи

Морфемика

Текстоведение

Работа с текстом   Каждому школьнику хотелось бы понять , зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении .   Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Работа с текстом

Каждому школьнику хотелось бы понять , зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении .

Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Задания к тексту

  • Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней.
  • Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание.
  • Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Фонетика  Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь

Фонетика

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…

Н.В. Гоголь

Фонетика Фон é тика [ н ] – от греч. phōnē «звук».  Фонетика изучает звуки речи .  Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

Фонетика

  • Фон é тика [ н ] – от греч. phōnē «звук».
  • Фонетика изучает звуки речи .
  • Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.
  • Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

Рассмотрите фотоколлаж.  Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Транскрипция Транскр ú пция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции:  [ ] – границы транскрипции;  [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [ п ’ эт ’] – петь ;  [ ¯ ] – знак долготы звука.  [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ ὀ гурт ] – йогурт.

Транскрипция

  • Транскр ú пция – фонетическая запись.
  • Транскр ú пция → транскиб ú ровать.
  • Основные знаки транскрипции:

[ ] – границы транскрипции;

[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [ п ’ эт ’] – петь ;

[ ¯ ] – знак долготы звука.

[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ ὀ гурт ] – йогурт.

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.

  • Как образуются звуки речи?
  • Какие бывают звуки?

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:  [ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ э ], [ ы ]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.

Гласные и согласные звуки

  • Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:

[ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ э ], [ ы ].

  • Согласные звуки (36) :
  • Глухие – образуются только шумом;
  • Звонкие – состоят из шума и голоса.

Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [ л ] – [ л , ], [ м ] – [ м , ], [ н ] – [ н , ], [ р ] – [ р , ], [j , ] Непарные  г л у х и е: [ х ] – [ х , ], [ ц ], [ ч , ], [ щ , ] Непарные т в ё р д ы е: [ ж ],[ ш ],[ ц ] Непарные м я г к и е: [ ч , ], [ щ , ], [j , ]

Согласные звуки

  • Непарные з в о н к и е:

[ л ] – [ л , ], [ м ] – [ м , ], [ н ] – [ н , ], [ р ] – [ р , ], [j , ]

  • Непарные г л у х и е:

[ х ] – [ х , ], [ ц ], [ ч , ], [ щ , ]

  • Непарные т в ё р д ы е:

[ ж ],[ ш ],[ ц ]

  • Непарные м я г к и е:

[ ч , ], [ щ , ], [j , ]

Задание Произнесите вслух звуки: [ щ , ],[ ц ],[c],[ з , ],[ ж ],[ р ],[ к , ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный

Задание

  • Произнесите вслух звуки:

[ щ , ],[ ц ],[c],[ з , ],[ ж ],[ р ],[ к , ]

  • Охарактеризуйте их по плану:
  • Твёрдый или мягкий, парный или непарный;
  • Звонкий или глухой, парный или непарный

Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.  Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Задание

  • Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.

Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:  Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Задания

  • Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:
  • Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.   стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь

Задания

  • Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.

стал – сталь, лук – люк, нос – нёс,

чайка – майка, край – кран,

мал – мял, удар – ударь

Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.   За морем ц_ревна есть,  что не можно гла_ отвесть:  Днём свет божий затмевает,  Месяц под к_сой блестит,  А во лбу зв_зда горит.

Задания

  • Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.

За морем ц_ревна есть,

что не можно гла_ отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Месяц под к_сой блестит,

А во лбу зв_зда горит.

Задание   Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [ атвар ,  ú т , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Задание

  • Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись?
  • , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи?
  • [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать?
  • [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать?
  • [ атвар , ú т , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.  [фс , о], [ j , ош], [здат , ].  Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Домашнее задание

  • Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
  • Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.
  • [фс , о], [ j , ош], [здат , ].
  • Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Презентацию подготовила –
  • Презентацию подготовила

Анисимова Инесса Рудольфовна ,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №1» г. Советска

Калининградской области


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лингвистика - наука о языке

Автор: Наталья Валерьевна Черенкова

Дата: 02.12.2024

Номер свидетельства: 660689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка в 6 классе "Неопределённые местоимения" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "223717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438071225"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Германские и романские языки в синхронии и диахронии"
    ["seo_title"] => string(55) "germanskie_i_romanskie_iazyki_v_sinkhronii_i_diakhronii"
    ["file_id"] => string(6) "594700"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639498340"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья по русскому языку на тему: Стандарт учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_po_russkomu_iazyku_na_temu_standart_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229451"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация: Лингвистика - наука о языке"
    ["seo_title"] => string(40) "prezentatsiia_lingvistika_nauka_o_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "656512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1726909471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства