kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация: Лингвистика - наука о языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка 5 класс. Лингвистика - как наука о языке 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: Лингвистика - наука о языке»

Лингвистика – наука о языке Урок русского языка 5 класс

Лингвистика – наука о языке

Урок русского языка

5 класс

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В. Гоголь

Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Что изучает лингвистика?

  • Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке .
  • Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Фонетика  Графика  Орфография Орфоэпия Разделы лингвистики Лексика Морфология Синтаксис Пунктуация Культура речи Морфемика Текстоведение

Фонетика

Графика

Орфография

Орфоэпия

Разделы лингвистики

Лексика

Морфология

Синтаксис

Пунктуация

Культура речи

Морфемика

Текстоведение

Работа с учебником. Стр. 7, Упражнение 8.    Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка и интонацию , называется ....    ФОНЕТИКА   О  словарном составе языка, значении и происхождении слов  рассказывает такой раздел языкознания, как .... ЛЕКСИКОЛОГИЯ Состав слова, значимые части слова (морфемы)  вы изучали в разделе .... МОРФЕМИКА

Работа с учебником.

Стр. 7, Упражнение 8.

  Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка и интонацию , называется ....  

ФОНЕТИКА

  О  словарном составе языка, значении и происхождении слов  рассказывает такой раздел языкознания, как ....

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Состав слова, значимые части слова (морфемы)  вы изучали в разделе ....

МОРФЕМИКА

  Части речи  и их  отличительные признаки  вы осваивали в разделе .... МОРФОЛОГИЯ   Как слова соединяются в словосочетания и предложения , какие бывают предложения, рассматривает такой раздел языкознания, как .... СИНТАКСИС   О чём говорилось в разделах (параграфах) «Орфография», «Пунктуация» ваших учебников?

  Части речи  и их  отличительные признаки  вы осваивали в разделе ....

МОРФОЛОГИЯ

  Как слова соединяются в словосочетания и предложения , какие бывают предложения, рассматривает такой раздел языкознания, как ....

СИНТАКСИС

  О чём говорилось в разделах (параграфах) «Орфография», «Пунктуация» ваших учебников?

Стр. 8, упражнение 11 Загородный  Подсказка

Стр. 8, упражнение 11

Загородный

Подсказка

Стр. 8, упражнение 13 Выделите корни в предложенных словах. Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Докажите это.       Под вод ный, про вод ит, за вод ит, вод о рос ли.

Стр. 8, упражнение 13

Выделите корни в предложенных словах. Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Докажите это.

     

Под вод ный, про вод ит, за вод ит, вод о рос ли.

Итог урока: О чем говорили на уроке? Что изучает лингвистика? Назовите разделы лингвистики. Что такое МОРФОЛОГИЯ? Что такое ФОНЕТИКА? Что такое ЛЕКСИКОЛОГИЯ? Что такое СИНТАКСИС? Что такое МОРФЕМИКА?

Итог урока:

О чем говорили на уроке?

Что изучает лингвистика?

Назовите разделы лингвистики.

Что такое МОРФОЛОГИЯ?

Что такое ФОНЕТИКА?

Что такое ЛЕКСИКОЛОГИЯ?

Что такое СИНТАКСИС?

Что такое МОРФЕМИКА?

Домашнее задание. Стр. 8-9, Упр. 12, 15

Домашнее задание.

Стр. 8-9, Упр. 12, 15

Откройте стр.10, прочитайте название раздела. Будем изучать новый материал? Из чего состоит речь человека? Из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков Вывод: самая маленькая единица речи — это звук.

Откройте стр.10, прочитайте название раздела. Будем изучать новый материал?

Из чего состоит речь человека?

Из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков

Вывод: самая маленькая единица речи — это звук.

.Какие 2 вида звуков вы знаете? Чем они отличаются? Гласные Согласные

.Какие 2 вида звуков вы знаете? Чем они отличаются?

Гласные

Согласные

Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:  [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.

Гласные и согласные звуки

  • Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:

[а], [о], [у], [и], [э], [ы].

  • Согласные звуки (36) :
  • Глухие – образуются только шумом;
  • Звонкие – состоят из шума и голоса.

Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ] Непарные г л у х и е: [х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч , ], [щ , ], [j , ]

Согласные звуки

  • Непарные з в о н к и е:

[л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ]

  • Непарные г л у х и е:

[х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ]

  • Непарные т в ё р д ы е:

[ж],[ш],[ц]

  • Непарные м я г к и е:

, ], [щ , ], [j , ]

Как обозначаются звуки на письме? Как называется раздел лингвистики, изучающий буквы и их начертания? Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.

Как обозначаются звуки на письме?

Как называется раздел лингвистики, изучающий буквы и их начертания?

Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.

стр.10, упр.17 Вывод: В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров. Читаем теорию на стр.10. Записать, что такое транскрипция.

стр.10, упр.17

Вывод: В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.

Читаем теорию на стр.10. Записать, что такое транскрипция.

Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции:  [ ] – границы транскрипции;  [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ;  [ ¯ ] – знак долготы звука.  [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

Транскрипция

  • Транскрúпция – фонетическая запись.
  • Транскр ú пция → транскиб ú ровать.
  • Основные знаки транскрипции:

[ ] – границы транскрипции;

[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ;

[ ¯ ] – знак долготы звука.

[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

Упр.18. Игра книга мир спор успех Варежки коньки метель снежки снег

Упр.18.

Игра книга мир спор успех

Варежки коньки метель снежки

снег

Стр.11.Материал для самостоятельных наблюдений. Упр.19. Над какой орфограммой работали? Проверка по цепочке.

Стр.11.Материал для самостоятельных наблюдений.

Упр.19.

Над какой орфограммой работали? Проверка по цепочке.

Подведение итогов. - Что такое транскрипция и для чего она нужна? Как узнать, какой буквой обозначать тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания? Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.    - Что нового вы узнали на уроке? Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.

Подведение итогов.

- Что такое транскрипция и для чего она нужна?

  • Как узнать, какой буквой обозначать тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания? Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.

- Что нового вы узнали на уроке?

Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.

Домашнее задание. Стр. 11, упр. 20.

Домашнее задание.

Стр. 11, упр. 20.

Задание Произнесите вслух звуки: [щ , ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный

Задание

  • Произнесите вслух звуки:

, ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ]

  • Охарактеризуйте их по плану:
  • Твёрдый или мягкий, парный или непарный;
  • Звонкий или глухой, парный или непарный

Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.  Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Задание

  • Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.

Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Задания

  • Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:
  • Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.  стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь

Задания

  • Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.

стал – сталь, лук – люк, нос – нёс,

чайка – майка, край – кран,

мал – мял, удар – ударь

Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.  За морем ц_ревна есть,  что не можно гла_ отвесть:  Днём свет божий затмевает,  Месяц под к_сой блестит,  А во лбу зв_зда горит.

Задания

  • Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.

За морем ц_ревна есть,

что не можно гла_ отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Месяц под к_сой блестит,

А во лбу зв_зда горит.

Задание   Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Задание

  • Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись?
  • , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи?
  • [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать?
  • [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать?
  • [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс , о], [j , ош], [здат , ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Домашнее задание

  • Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
  • Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.
  • [фс , о], [j , ош], [здат , ].
  • Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Презентацию подготовила –
  • Презентацию подготовила

Анисимова Инесса Рудольфовна ,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №1» г. Советска

Калининградской области


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация: Лингвистика - наука о языке

Автор: Цырулина Екатерина Владимировна

Дата: 21.09.2024

Номер свидетельства: 656512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка в 6 классе "Неопределённые местоимения" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "223717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438071225"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Лингвистика - наука о языке"
    ["seo_title"] => string(26) "lingvistika_nauka_o_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "660689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1733148479"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Цвет и свет "
    ["seo_title"] => string(14) "tsviet-i-sviet"
    ["file_id"] => string(6) "110538"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406183864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства