Лингвистика – наука о языке
Урок русского языка
5 класс
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Что изучает лингвистика?
Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Фонетика
Графика
Орфография
Орфоэпия
Разделы лингвистики
Лексика
Морфология
Синтаксис
Пунктуация
Культура речи
Морфемика
Текстоведение
Работа с учебником.
Стр. 7, Упражнение 8.
Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка и интонацию , называется ....
ФОНЕТИКА
О словарном составе языка, значении и происхождении слов рассказывает такой раздел языкознания, как ....
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Состав слова, значимые части слова (морфемы) вы изучали в разделе ....
МОРФЕМИКА
Части речи и их отличительные признаки вы осваивали в разделе ....
МОРФОЛОГИЯ
Как слова соединяются в словосочетания и предложения , какие бывают предложения, рассматривает такой раздел языкознания, как ....
СИНТАКСИС
О чём говорилось в разделах (параграфах) «Орфография», «Пунктуация» ваших учебников?
Стр. 8, упражнение 11
Загородный
Подсказка
Стр. 8, упражнение 13
Выделите корни в предложенных словах. Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Докажите это.
Под вод ный, про вод ит, за вод ит, вод о рос ли.
Итог урока:
О чем говорили на уроке?
Что изучает лингвистика?
Назовите разделы лингвистики.
Что такое МОРФОЛОГИЯ?
Что такое ФОНЕТИКА?
Что такое ЛЕКСИКОЛОГИЯ?
Что такое СИНТАКСИС?
Что такое МОРФЕМИКА?
Домашнее задание.
Стр. 8-9, Упр. 12, 15
Откройте стр.10, прочитайте название раздела. Будем изучать новый материал?
Из чего состоит речь человека?
Из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков
Вывод: самая маленькая единица речи — это звук.
.Какие 2 вида звуков вы знаете? Чем они отличаются?
Гласные
Согласные
Гласные и согласные звуки
Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.
Согласные звуки
[л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ]
[х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ]
[ж],[ш],[ц]
[ч , ], [щ , ], [j , ]
Как обозначаются звуки на письме?
Как называется раздел лингвистики, изучающий буквы и их начертания?
Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.
стр.10, упр.17
Вывод: В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.
Читаем теорию на стр.10. Записать, что такое транскрипция.
Транскрипция
Транскрúпция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции;
[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ;
[ ¯ ] – знак долготы звука.
[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.
Упр.18.
Игра книга мир спор успех
Варежки коньки метель снежки
снег
Стр.11.Материал для самостоятельных наблюдений.
Упр.19.
Над какой орфограммой работали? Проверка по цепочке.
Подведение итогов.
- Что такое транскрипция и для чего она нужна?
Как узнать, какой буквой обозначать тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания? Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила. - Что нового вы узнали на уроке?
Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.
Домашнее задание.
Стр. 11, упр. 20.
Задание
[щ , ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ]
Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный
Задание
Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
Задания
Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
Задания
Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс,
чайка – майка, край – кран,
мал – мял, удар – ударь
Задания
Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть,
что не можно гла_ отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Месяц под к_сой блестит,
А во лбу зв_зда горит.
Задание
Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?
Домашнее задание
Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс , о], [j , ош], [здат , ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.
Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна ,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Калининградской области