Данная презентация является отличным вспомогательным материалом при закреплении и обощении материала по теме Лексика. Первый слайд - орфограммы в разных частях слова, можно построить работу с выполнением задания самостоятельно каждым учащимся с последующей само и взаимо проверкой. Следующие слайды позволят проверить теоритические знания по данной теме. Задание с определениями понятий содержит термины и их определения, которые необходимо привести в соответствие. Несколько слайдов содержат тестовые задания с готовыми вариантами ответов. Интересное задание сдиалектным текстом, который нужно "перевести" на современный русский язык. Несколько слайдов направлены на закрепление и повторение фразеологизмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Все слова языка образуют его словарный состав или…
То, что обозначает слово, это…
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…
лексика
лексическое значение
многозначными
однозначными
Закончите высказывание
Слова одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения…
Слова одной и той же части речи с
противоположным лексическим
значением…
Слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию, но
совершенно разные по лексическому
значению…
синонимы
антонимы
омонимы
1.Найди соответствия .
слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и то же, но
отличаются друг от друга оттенками
лексического значения и употреблением в
речи.
2) слова одной и той же части речи с
противоположным лексическим
значением.
3) слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию, но
совершенно разные по лексическому
значению.
а) Омонимы — это...
в)Антонимы — это...
г) Синонимы — это...
2. Выдели пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
а) железный человек;
б) железная воля;
в) железная дисциплина;
г)железная кровать.
3. Укажи ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) светлый ум, общий язык, горячий чай;
б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.
4. Определи пару слов, не являющихся антонимами:
а) снимать — разнимать;
б) сжимать — разжимать;
в) сгибать — разгибать;
г) сводить — разводить.
5. Определи пару, в которой слова не являются синонимами:
а) думать — мыслить
б) бой — побоище;
в) мороз — метель;
г) ошибка — промах.
Закончите высказывание
Слова русского языка известные всему народу…
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии…
Слова, употребляемые жителями той или иной местности…
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления…
общеупотребительные
профессионализмы
диалектизмы
устаревшие
Закончите высказывание
Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой…
Новые слова, возникающие в языке…
жаргонизмы
неологизмы
Закончите высказывание
Слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия уже неизвестны говорящим как реальная часть их повседневного опыта…
Слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. Имеют современные синонимы…
историзмы
архаизмы
Переведите с русского на русский диалектный текст
А девки и бабы в Кукарке уж больно работящи, лодырничать не привыкшие, ходко взялись выучку. Узоры колды дедушка Мороз имям подскажет, колды сами придумают. Ой, какие баскушные кружева в Кукарке плесть зачали.
Проверяем
Девушки и женщины в Кукарке трудолюбивы, не привыкли лениться, охотно стали учиться. Некоторые узоры подскажет им дедушка Мороз, какие сами придумают. Ах, какие красивые кружева в Кукарке плести стали.
6.Найди соответствия .
а)Денница
1) сад
б)Ланита
2) старание, усердие
в)Раченье
3) щека
г)Вертоград
4) утренняя заря
7. Укажите устаревшее слово.
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
8. Выпишите диалектные и профессиональные слова и обозначь их: диалектные — Д.; профессиональные — П.
Доехал казак до станицы. Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Книга была издана на ротапринте. Суппорт - это часть металлорежущего станка. Казак напоил своего коня из криницы.
9. Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.б) На уроке Петя работал спустя рукава.в) Он не выполнил задания.г) Он бездельничал.
10. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмомот корки до корки?
а) Таня чувствует себя на катке хорошо.
б) Ученик прочитал книгу до конца.
в) Змей Горыныч унес царевну далеко.
г) Оля сильно покраснела.
11. Какой фразеологизм нельзя употребить, говоря о человеке, который не любит трудиться?
А) валяет дурака
Б) бьёт баклуши
В) плюёт в потолок
Г)нажил своим горбом
12. Какой фразеологизм нельзя употребить, говоря об умном человеке?
А) ума палата
Б) голова на плечах
В) без царя в голове
Г) семи пядей во лбу
13. Какой фразеологизм нельзя употребить, если хотим сказать, что о чём-то надо молчать?
А) держать язык за зубами
Б) набрать в рот воды
В) дать языку волю
Г) прикусить язык
14. Определите, где неверно указано значение фразеологизма:
А) стреляный воробей – опытный
Б) обводить вокруг пальца – обманывать
В) с гулькин нос – много
Г) яблоку негде упасть - тесно
Замените выделенные слова фразеологическими оборотами
Петяплохо работал. Дома он тоженичего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петяпечальношёл домой. Надо былоусердноприниматься за работу.
Проверяем
Петя работал спустя рукава. Дома он бил баклуши. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя шёл домой понуря голову. Надо было засучив рукава приниматься за работу.