Данная презентация может быть использована на уроках русского языка и литературы при изучении раздела: "Лексика" и "Фразеология". Данная работа с фразеологизмами и крылатыми выражениями поьожет вызвать интерес у обучающихся, будет способствовать повышению уровня воспитанности, научит разбираться в уместном употреблении того или иного фразеологизма. Данная работа может быть задумана и как проект:долгосрочный или краткосрочный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексическое богатство языка »
Основополагающий вопрос
Уместно ли частое использование в речи фразеологизмов?
Гипотеза
Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.
Ход исследования:
Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
Назвать основные признаки фразеологизмов.
Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
Провести социологический опрос среди учащихся 9 «Г» класса.
Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
Подвести итог исследования.
Основные понятия фразеологии:
Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.
Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis - «выражение, оборот речи» и logos - «учение».
Фразеологизмы – это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.
Основные признаки фразеологизмов:
воспроизводимость
неразложимость
целостность
единство функции
раздельнооформленность
наличие нескольких слов
прозрачность значения
Из истории фразеологизмов
От доски до доски.
Ахиллесова пята.
Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.
Самые употребляемые фразеологизмы в речи.
Бить баклуши
Работать спустя рукава
Бежать сломя голову
Грызть гранит науки
Камень преткновения
Комар носу не подточит
Знать назубок
Зарыть талант в землю
Дело в шляпе
Семь пятниц на неделе
Попасть впросак
Диаграмма социологического опроса учащихся 9 «Г» класса
Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.
Примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы:
Счастливые часов не наблюдают
Счастливые часов не наблюдают
Счастливые часов не наблюдают
Счастливые часов не наблюдают
Счастливые часов не наблюдают
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
Береги честь смолоду
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Не хочу учиться, а хочу жениться
Не хочу учиться, а хочу жениться
Не хочу учиться, а хочу жениться
Не хочу учиться, а хочу жениться
Не хочу учиться, а хочу жениться
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
Зачем я жил? Для какой цели я родился
Зачем я жил? Для какой цели я родился
Зачем я жил? Для какой цели я родился
Зачем я жил? Для какой цели я родился
Зачем я жил? Для какой цели я родился
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Речевая ситуация
Что ты, язык проглотил?
Приехал в Россию иностранец. Много русских слов он выучил, и значения их понимал, а смысла того, что ему говорили, иногда не мог уловить. Его спросили: «Что ты, язык проглотил?»
Вывод
Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.
Источники:
В. М. Бурмако. Русский язык в рисунках. М.«Просвещение», 1991.
В.В. Волина. Этимологический словарь. М. - «АСТ- ПРЕСС»,1997.
Р.Н. Попов. Современный русский язык. М, «Просвещение», 1999.
Н.М. Шанский. Занимательный русский язык «Дрофа», 1996.
В.В.Волина. Русский язык. – Екатеринбург «АРГО», 2001
З.Н. Люстрова. Друзьям русского языка. М - «Знание» 2002.
object(ArrayObject)#876 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}