kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическое богатство языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка и литературы при изучении раздела: "Лексика" и "Фразеология". Данная работа с фразеологизмами и крылатыми выражениями поьожет вызвать интерес у обучающихся, будет способствовать повышению уровня воспитанности, научит разбираться в уместном употреблении того или иного фразеологизма. Данная работа может быть задумана и как проект:долгосрочный или краткосрочный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое богатство языка »

Основополагающий вопрос

Основополагающий вопрос

  • Уместно ли частое использование в речи фразеологизмов?
Гипотеза

Гипотеза

  • Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.
Ход исследования:

Ход исследования:

  • Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
  • Назвать основные признаки фразеологизмов.
  • Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
  • Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
  • Провести социологический опрос среди учащихся 9 «Г» класса.
  • Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
  • Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
  • Подвести итог исследования.
Основные понятия фразеологии: Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи. Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis - «выражение, оборот речи» и logos - «учение». Фразеологизмы –  это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.

Основные понятия фразеологии:

Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis - «выражение, оборот речи» и logos - «учение».

Фразеологизмы – это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.

Основные признаки фразеологизмов:

Основные признаки фразеологизмов:

  • воспроизводимость
  • неразложимость
  • целостность
  • единство функции
  • раздельнооформленность
  • наличие нескольких слов
  • прозрачность значения
Из истории фразеологизмов От доски до доски. Ахиллесова пята. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.

Из истории фразеологизмов

  • От доски до доски.
  • Ахиллесова пята.

Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.

Самые употребляемые фразеологизмы в речи.

Самые употребляемые фразеологизмы в речи.

  • Бить баклуши
  • Работать спустя рукава
  • Бежать сломя голову
  • Грызть гранит науки
  • Камень преткновения
  • Комар носу не подточит
  • Знать назубок
  • Зарыть талант в землю
  • Дело в шляпе
  • Семь пятниц на неделе
  • Попасть впросак
Диаграмма социологического опроса  учащихся 9 «Г» класса Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.

Диаграмма социологического опроса учащихся 9 «Г» класса

Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.

Примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы:

  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают

(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
  • Береги честь смолоду

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Речевая ситуация Что ты, язык проглотил?

Речевая ситуация

Что ты, язык проглотил?

  • Приехал в Россию иностранец. Много русских слов он выучил, и значения их понимал, а смысла того, что ему говорили, иногда не мог уловить. Его спросили: «Что ты, язык проглотил?»
Вывод

Вывод

  • Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.
Источники:

Источники:

  • В. М. Бурмако. Русский язык в рисунках. М.«Просвещение», 1991.
  • В.В. Волина. Этимологический словарь. М. - «АСТ- ПРЕСС»,1997.
  • Р.Н. Попов. Современный русский язык. М, «Просвещение», 1999.
  • Н.М. Шанский. Занимательный русский язык «Дрофа», 1996.
  • В.В.Волина. Русский язык. – Екатеринбург «АРГО», 2001
  • З.Н. Люстрова. Друзьям русского языка. М - «Знание» 2002.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лексическое богатство языка

Автор: Фоменко Наталья Владимировна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_16"
    ["file_id"] => string(6) "530034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575385522"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Программа факультативного курса  «Подготовка обучающихся 11 класса к части С ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-podghotovka-obuchaiushchikhsia-11-klassa-k-chasti-s-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "238641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444596463"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "“Подготовка к сочинению-рассуждению "
    ["seo_title"] => string(43) "podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-1"
    ["file_id"] => string(6) "198803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428470872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства