kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“Подготовка к сочинению-рассуждению

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА                     УРОКА:

Подготовка к сочинению-рассуждению

МБОУ-Новокашировская средняя

общеобразовательная школа

учительницы   русского языка и литературы                                                  

 Гатауллиной.М М.

Цели:

Обучающая:

-научить детей понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

Коммуникативная:

-учить последовательно излагать свое мнение, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

-обучать навыкам создания связного высказывания, выражению собственного мнения по поводу прочитанного.

             Развивающая:

             -совершенствовать навыки оформления речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

             Воспитательная:

             -воспитывать ответственность за свои поступки, милосердие.

Ход урока

1.Постановка проблемы.

Жизнь ставит нас перед многими испытаниями. Нам приходится решать много проблем. От нашей ответственности и нравственности, воспитания зависит, как правильно решить проблему. Одно из самых важных ценностей человеческого общества- это  милосердность. Об этом мы и поговорим.

Как же образовано это слово?(найдем производящую основу слова

МИЛОСЕРДНОСТЬ-МИЛОСЕРДНЫЙ-МИЛОСЕРДИЕ-МИЛОЕ СЕРДЦЕ.)

2.Наши цели урока(СЛАЙД1)

Цели урока:1)Понимать основную мысль автора-идею публицистического  текста, выражать собственное мнение и аргументировать его.

Учимся         2)Использовать лексическое богатство русского  языка,                  

                                     следовать нормам литературного языка.

?

(к воспитательной цели вернемся в конце урока-учимся быть милосердными и ответственными за свои поступки)

3.Разминка(5 заданий-СЛАЙД2)

1)В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а)не впрАве   б)поневолЕ   в)клЕйма   г)Истоптать

2)Определите способ подчинительной связи в словосочетании ИЗЛИШНЯЯ ДОВЕРЧИВОСТЬ.

3)Как образовано слово  ВПРАВЕ?

4)В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

а)Нам необходимо учит.ся милосердию.

б)Всем одновременно не увлечёш…ся.

в)Поневоле задумаеш…ся.

г)Хороший дом не сразу строит…ся.

1)Г,Б,В    2)Г,А,В  3)Г,А,Б  4)А,Б,В

5)Допишите окончания

1)искать причину  в  сам… старик.

2)добить его  сво…  неблагодарность…

3)отступление от нравственных норм человеческ… общежит…

4)оставить  наследств…  сво…   дет…

(ученики выполняют задания, объясняют, как выполнили)

4.-А сейчас будем работать с текстом, на основе которого напишем сочинение-рассуждение.Какие типы текстов мы знаем?

Рассуждение-это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин и следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательство)

Повествование- особый тип речи, со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойство-динамичность, ведущая часть речи - глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.

Описание- это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов(явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет.

-Смешанные типы встречаются?(Да, рассуждение с повествованием, рассуждение  с описанием,повествование с описанием и т. д.)

-Следовательно, сочинение-рассуждение-это такой вид письменной работы, в котором автор высказывает определенную  мысль и логически ее обосновывает.

Состоит из трех частей:

а)из тезиса или высказанной мысли;

б)аргументов и доказательств;

в)вывода.

-Какие основные проблемы нашего времени обсуждают авторы?

Дети перечисляют:

-понимание  смысла человеческой жизни;

-несправедливость социального устройства;

-отношение человека к природе;

-взаимоотношения в семье;

-дружба и любовь;

-милосердие;

-любовь к родине;

-сохранение книги в эпоху информационных технологий;

-приобщение  человека к культуре;

-значимость труда в жизни человека;

-выбор профессии;

-жестокость и гуманизм по отношению к животным;

-проблема доброты, всепрощения;

-ответственность за свои дела;

-восприятие красоты;

-проблема поколений(презентация)

-Как и где можно обсудить данные проблемы?(в ток-шоу, в средствах массовой информации, в текстах художественного и публицистического текста)

-Каковы цели авторов?(повлиять на общественное сознание, формировать  общественное мнение)

-Подумайте,текст какого стиля  используется с такой целью?

-Публицистического стиля.

5.Работа с основным текстом( один из учеников читает текст)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“Подготовка к сочинению-рассуждению »





РАЗРАБОТКА УРОКА:

Подготовка к сочинению-рассуждению











МБОУ-Новокашировская средняя

общеобразовательная школа

учительницы русского языка и литературы

Гатауллиной.М М.

Цели:

Обучающая:

-научить детей понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

Коммуникативная:

-учить последовательно излагать свое мнение, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

-обучать навыкам создания связного высказывания, выражению собственного мнения по поводу прочитанного.

Развивающая:

-совершенствовать навыки оформления речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Воспитательная:

-воспитывать ответственность за свои поступки, милосердие.





Ход урока

1.Постановка проблемы.

Жизнь ставит нас перед многими испытаниями. Нам приходится решать много проблем. От нашей ответственности и нравственности, воспитания зависит, как правильно решить проблему. Одно из самых важных ценностей человеческого общества- это милосердность. Об этом мы и поговорим.

Как же образовано это слово?(найдем производящую основу слова

МИЛОСЕРДНОСТЬ---МИЛОСЕРДНЫЙ----МИЛОСЕРДИЕ---МИЛОЕ СЕРДЦЕ.)

2.Наши цели урока(СЛАЙД1)







Цели урока:1)Понимать основную мысль автора-идею публицистического текста, выражать собственное мнение и аргументировать его.


Учимся 2)Использовать лексическое богатство русского языка,

следовать нормам литературного языка.

?

(к воспитательной цели вернемся в конце урока-учимся быть милосердными и ответственными за свои поступки)

3.Разминка(5 заданий---СЛАЙД2)


1)В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


а)не впрАве б)поневолЕ в)клЕйма г)Истоптать


2)Определите способ подчинительной связи в словосочетании ИЗЛИШНЯЯ ДОВЕРЧИВОСТЬ.


3)Как образовано слово ВПРАВЕ?


4)В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?


а)Нам необходимо учит..ся милосердию.

б)Всем одновременно не увлечёш…ся.

в)Поневоле задумаеш…ся.

г)Хороший дом не сразу строит…ся.


1)Г,Б,В 2)Г,А,В 3)Г,А,Б 4)А,Б,В



5)Допишите окончания


1)искать причину в сам… старик..

2)добить его сво… неблагодарность…

3)отступление от нравственных норм человеческ… общежит…

4)оставить наследств… сво… дет…

(ученики выполняют задания, объясняют, как выполнили)

4.-А сейчас будем работать с текстом, на основе которого напишем сочинение-рассуждение .Какие типы текстов мы знаем?


Рассуждение-это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин и следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательство)


Повествование- особый тип речи, со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойство-динамичность, ведущая часть речи - глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.


Описание- это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов(явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет.


-Смешанные типы встречаются?(Да, рассуждение с повествованием, рассуждение с описанием,повествование с описанием и т. д.)

-Следовательно, сочинение-рассуждение-это такой вид письменной работы, в котором автор высказывает определенную мысль и логически ее обосновывает.

Состоит из трех частей:

а)из тезиса или высказанной мысли;

б)аргументов и доказательств;

в)вывода.

-Какие основные проблемы нашего времени обсуждают авторы?

Дети перечисляют:

-понимание смысла человеческой жизни;

-несправедливость социального устройства;

-отношение человека к природе;

-взаимоотношения в семье;

-дружба и любовь;

-милосердие;

-любовь к родине;

-сохранение книги в эпоху информационных технологий;

-приобщение человека к культуре;

-значимость труда в жизни человека;

-выбор профессии;

-жестокость и гуманизм по отношению к животным;

-проблема доброты, всепрощения;

-ответственность за свои дела;

-восприятие красоты;

-проблема поколений(презентация)

-Как и где можно обсудить данные проблемы?(в ток-шоу, в средствах массовой информации, в текстах художественного и публицистического текста)

-Каковы цели авторов?(повлиять на общественное сознание, формировать общественное мнение)

-Подумайте,текст какого стиля используется с такой целью?

-Публицистического стиля.

5.Работа с основным текстом( один из учеников читает текст)


И опять я вспомнила астафьевское, что дети-это наш суд на мир.(2)-Осрамились, осрамились на всю улицу детки,-всхлипывая, говорит соседка.

-Отца на шею государства, в дом престарелых.(3)-И тут же добавляет:- Устройте, устройте его, пожалуйста, смотреть больно.

(4) Искала я причину в самом старике, расспрашивала соседей и знакомых.

(5) Может, найду я ниточку, потяну-и выяснится, что отец сам виноват….

(6) В беседе как-то ненароком всплывают новые подробности

(7) Хлебнули родители и лиха, и голода.(8) Как полегчало немного, дом построили, подворье в исправности содержали. (9) Все своим трудом.(10) И в уважении к своим предкам Якову Васильевичу не откажешь: мать и дедушка в его семье последние дни доживали, слова плохого от Якова не слыхивали.

(11) Не вправе мы судить своих родителей за их излишнюю доверчивость и слабость. (12) Они отдали все, они уходят. (13) Мы остаемся. (14) Мы остаемся. (14) Мы можем стать на колени, сказать: « Спасибо! Не уходи, мы постараемся вернуть хоть часть того, что взяли». (15) А можем и так: « Что теперь с тебя взять? Ты нам не нужен, ты будешь смущать наш покой, нарушать уют. А чтобы быстрее ушел, я добью тебя своей неблагодарностью».

(16) Он уйдет, забрав с собой твою ясную улыбку, твои первые шаги и первое «агу». (17) Он долго вел тебя за ручку по жизни.

(18) Теперь твоя маленькая ручка выросла и окрепла, она может поднять камень и с силой запустить в спину уходящему…

(19) Поневоле задумаешься: почему отступление от нравственных норм человеческого общежития не несет за собой уголовный ответственности. (20) Даже клйма «он предал своих родителей на таких вот детках не поставишь. (21) Ничего для таких людей не существует, кроме денег, кроме их собственного душного благополучия. (22) В любую минуту они могут опорочить, истоптать то, за что воевал их отец. (23) Готовые проехаться при удобном случае на чужом горбу, какое наследство они оставят своим детям? (24) Право поступать аналогичным образом со своими родителями?




-Понятны ли значения слов?(слова на доске, учительница работает вместе с учениками над толкованием слов и сочетаний).



Словарь Фразы


осрамиться суд на миру

подворье шея государства


клеймо хлебнули и лиха, и

голода

вести за руку по жизни


проехаться на чужом горбу


-Обратите внимание на план работы с текстом(план записан на доске, в ходе работы отмечаю выполненные пунктов знаком +)

План работы.

1) Стиль речи и тип речи.

2)Тема текста.

3)Проблемы, поставленные автором.

4)Комментарии(описание проблемы)

5)Высказывания, отражающие позицию автора.

6)Своя позиция.

7)Аргументы в доказательство своего мнения (свой ответ аргументировать, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт).


Для успешной работы на партах есть шпаргалка по стилям. Попробуйте доказать принадлежность текста к публицистическому стилю.







Тексты публицистического стиля имеют:

Приметы

Оценочность,эмоциональность,общедоступонсть, образность.

Цель

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения.

Рассматриваемые проблемы

Нравственно-философские.

Лексика (кн.сл-уголовная ответственность,нравственныенормы,разгов.сл-не слыхивали,добить.)

Употребление слов торжественной лексики рядом с разговорно-просторечными(совмещение книжного и разговорного стилей),неологизмы. ,употребление эпитетов, сравнений, публицистические фразеологизмы.

Синтаксис (простые предложения,вопросит.пр-ния,риторические вопросы)

Использование преимущественно простых предложений, замена причастных оборотов и деепричастных оборотов СПП-ми, восклицательные и вопросительные предложе-

ния, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложении.

Морфология (речь ведется от первого лица,глаголыповелит.наклонения,)

Речь часто ведётся от первого лица ,употребляются глаголы повелительного наклонения, настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом.


Стили речи - это разновидности языка, ко-

торые характеризуются определёнными выразительными средствами.

-Тип текста(рассуждение и повествование-говорится о жизни Якова Васильевича и о поведении детей(повествование);рассуждение-ищет ответ на вопрос: почему дети жестоки по отношению к престарелым родителям)

2П.+Тема текста-отношение детей к своим престарелым родителям.

3П+





Проблемы:

а)-проблема отцов и детей(почему дети так жестоки по отношению к своим родителям? Может быть, в этом виноваты сами родители?)

б)-проблема ответственности детей за своих престарелых родителей;

в)-какое наследство современные дети оставят своим детям?



Проблема-это сложный практический и теоретический вопрос, требующий исследования



4п+

Комментируем одну из проблем----а)Автор статьи Елизавета Бокова раскрывает эту проблему на примере одного человека, который отдал своего отца в дом престарелых. Раскрывая эту проблему,автор пытается вразумить молодежь, показать , насколько одиноко и тоскливо отцу этих детей без поддержки детей, родных.



5п+ Авторская позиция:


1)Родители прожили трудную и честную жизнь, и мы не вправе судить своих родителей за их излишнюю доверчивость и слабость.


2)Детей, отступивших от нравственных норм и забывших о своём сыновьем долге перед родителями, необходимо привлекать к ответственности.



(Позиция автора-это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.)

6П+Своя позиция-Я полностью согласна с мнением автора, потому что мы не должны бросать своих родителей на произвол судьбы. Они поставили нас на ноги, стараются »сделать» из нас нужных людей для общества, воспитывают нас ,как могут. Я думаю ,что ничего ,кроме любви, благодарности ,поддержки, им от нас не нужно.

7п+

Аргументы в доказательство своего мнения (свой ответ аргументировать, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт).

Можно привести много примеров из жизни, доказывающих, что исчезает в наше время ответственность детей за своих родителей. Оказывается, в нашей республике 32 Дома престарелых. Об этом мы узнали ,когда посетили Джалильский дом престарелых две недели тому назад,13 января этого года.Там живут дедушки и бабушки, у которых есть дети, но они вынуждены жить в этом доме. Созданы все условия жизни ,за ними ухаживают добрые медсестры. НО ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ,ЕСЛИ С НИМИ РЯДОМ БЫЛИ ИХ ДОЧЕРИ И СЫНОВЬЯ.

Другой жизненный опыт из газеты»Наша газета».

-В качестве читательского опыта(К.Г.Паустовский»Телеграмма»,В.Распутин»Последний срок»)

Чему учит текст?-Быть милосердным и ответственным за свои поступки.

Записываем в тетрадях-Быть милосердным---проявлять милосердие,сострадание,помочь в чем-либо,проявлять великодушие к другому человеку.

Возвращаемся к воспитательной цели-учились быть милосердными и ответственными за свои поступки(на доске афоризмы и пословицы)

В конце урока перечитываем цели урока(слайд1)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
“Подготовка к сочинению-рассуждению

Автор: Гатауллина Миннегол Мидхатовна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства