Файл содержит презентацию, пояснительную записку к уроку, раздаточный материал для учеников. Цель: повторить синтаксис простого и сложного предложения. Урок содержит интересный, разнообразный материал для активизации мышления и речевой деятельности, расширения кругозора учащихся,связанного с понятием "МОДА". Материал можно использовать как на уроках, так и внеклассных мероприятиях по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура речи и языковая норма »
Культура речииязыковая норма
Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5»
Цель урока:
Повторить общие сведения о языке , языковых нормах.Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
Неотъемлемой частью общей культуры человека являетсякультура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
Понятие«языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Норма литературного языка–это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Основные
языковые
нормы
Орфоэпические
нормы
Лексические
нормы
Грамматические
нормы
Пунктуационные
нормы
Нормы
произно-
шения
Нормы
слово-
употреб-
ления
Постановка
знаков
препинания
Синтаксические
нормы
Морфологические
нормы
Лексико- орфоэпическая разминка
1).Определите лексическое значение паронимов:сытый- сытный, болотный- болотистый,оживают – оживляют , абонент-абонемент,будний- будничный, поступок- проступок.2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.2.В заросшем пруду много водных жуков.3.Водные каналы стали очень популярными ,особенно среди молодежи.4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
Синтаксические нормы-это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Типы морфологических ошибок
Ошибочноесловообразование
Трудолюбимый
Ошибочноеобразование формы:существительного
опытные бухгалтера
прилагательного
Более красивее. слаже
числительного
С пятистами рублями
местоимения
Ихнюювещь
глагола
Махают руками
ТРЕНИНГ
Запишитесуществительные в именительном падеже множественного числа:Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.
ПРОВЕРЬ СЕБЯНайдите грамматическую ошибку в образовании формы слова ,запишите это слово правильно:Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Правильный ответ :
Контейнерына погрузке ,пять килограммов, много народу,множество грузин ,все шоферы,несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивеевсех, заведую складом,в шестистах метрах ,в полуторачасах езды.
Синтаксические ошибки
Нарушение согласованиясказуемого с подлежащим
Четверо учащихся участвовалов игре.
Нарушение управления
Согласно приказа
Нарушение согласования
Видна пара окон , занавешенныешторой.
Нарушение способа выражения сказуемогов отдельных конструкциях
Все были счастливы ивеселые.
Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов
Яживув Лермонтове ибыла счастлива.
ТРЕНИНГОпределите , в каких предложенияхНЕТсинтаксических ошибок, объясните свой выбор:
1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.3. Поезд отправился согласно расписания.4. Она была молода и красива.5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Синтаксические ошибки
Ошибкив предложениях с причастным оборотом
Дорожка покрыта тающим снегом под ногами
Ошибкив предложениях с деепричастн.оборотом
Начав заниматься ,у вас было мало времени .
Ошибкив построении СПП
Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве
Смешениепрямой и косвенной речи
Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением .
Нарушениеграниц предложения .
Была уже ночь .Когда я вернулся домой.
Проверочная работа
Форма работы –парная.Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме.Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы .Время выполнения работы –10 мин - 15 мин.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Статья "Проблемы преподавания русского языка и культуры речи и пути их решения (на примере Кызылского колледжа искусств)" "
["seo_title"] => string(135) "stat-ia-probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-i-kul-tury-riechi-i-puti-ikh-rieshieniia-na-primierie-kyzylskogho-kolliedzha-iskusstv"
["file_id"] => string(6) "172436"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423821346"
}
}