Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Культуры речи. Языковые нормы"»
Муниципальное образовательное учреждение
Тимирязевская средняя школа
Ульяновского района Ульяновской области
Рабочая программа элективного курса
«Культура речи. Языковые нормы»
для 8 класса
учителя русского языка и литературы
Апряткиной Валентины Павловны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса для 8 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку и Программой элективного курса для 8-9 классов (Г.И.Дудина, В.Н. Пташкина.Русский язык: 2010).
Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка; развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка; формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Формы занятий: лекции, семинары, практикумы, эксперименты, конкурсы, анализы ситуаций, составление «портрета слова», редактирование текстов, зачеты и контрольные работы. Учащимся представляется возможность выступить с устными выступлениями, сообщениями по различным темам, пользоваться словарями – справочниками, вести работу по устранению ошибок. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, раздаточный материал, справочная литература.
Программа элективного курса построена на дополнении и углублении базового образования.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения крод языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразно справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлен научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневнойречевой практике, создавая устные и письменные высказываниясоблюдая разные виды языковых норм. Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
В задачи курса входит: формирование умения использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; совершенствование умения оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими нормами языка.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 17 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- признаки и особенности правильной речи;
- знать основные типы словарей русского языка и уметь ими пользоваться;
- виды речевых ошибок и недочетов.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
- владеть приемами редактирования текста;
- находить и исправлять речевые ошибки и недочеты
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Правильность речи.
Введение (1)
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.(1)
Основные понятия культуры речи (1)
Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи
Нормативный аспект культуры речи (2)
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Коммуникативные качества (2)
Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении
Этико- социальные аспекты культуры речи (2)
Разделы русской орфографии и основные принципы написания: I) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Культура речи. Виды речи. Фигуры речи. (8)
Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: I) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Кол-во час.
Тема
Цель занятия
Сроки
Введение
1
1ч.
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативные, коммуникативные, эстетический.
Знать, что культурой речи понимается владение нормами литературного языка; понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить мысли
2.
1ч.
Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка.
Закрепить представление о составляющих культуры речи, формировать умения строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию
3-4
2ч.
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности.
Актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы
5-6
2ч.
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи. Развить умение производить лингвистический анализ текста
7-8
2ч.
Этико- социальные аспекты культуры речи
Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения.
9-10
2ч.
Культура монологической речи.
Обозначить представление композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приемов, аргументации.
11
1ч.
Виды речи. Приветственная речь.
Познакомить с классификацией видов речи. Научить учащихся строить собственное