Открытый урок по русскому языку в 1-В классе
Тема: "Имена собственные, правописание собственных имен."
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Предметные результаты:
-совершенствовать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы
-развивать словарный запас учащихся
Метапредметные результаты:
-личностные УУД: формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу, способствовать к самооценке, расширение кругозора
-регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия
-познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям
-коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Оборудование:
Выставка детских книг: К. Чуковский «Айболит», Г. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А.Н.Толстой "Буратино"
Портреты писателей.
Карточки для индивидуальной работы.
Мультимедийная презентация «Заглавная буква в словах».
Ход урока:
1.Мобилизация учащихся на урок.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Девизом нашего урока сегодня возьмем слова : НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.(слайд 2)
-Откройте тетради, запишем дату. А что бы писать красиво, разомнем пальчики.
Физминутка
А у нашей внучки маленькие ручки,
А на ручках пальчики - девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут, их по имени зовут
Пальчик Саша, пальчик Маша,Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя, пальчик Феня,Таня, Ваня и Роман
Вот какие пальчики-девочки и мальчики
2.Каллиграфическая минутка.
М Л р Н К(слайд 3)
-Прочитайте буквы написанные на доске.
-Спишите красиво, продолжите ряд до конца строчки.
3.Сообщение цели и темы урока.
- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю и объясните свой выбор.
- Определите тему урока, послушав стихотворение, которое прочитает нам ??.
Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):
Буква обычнаяв выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучалигГромко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
План урока: (слайд 4)
1. (Р) ? (р) (научиться писать заглавную букву в именах собственных).
2. учебник,? учитель, друзья (нам поможет ответить на вопросы учебник? учитель,друзья)
3. оценим себя (в конце урока оценим свою деятельность)
4.Актуализация опорных знаний.
а)Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.
Летает, но не самолет,(слайд 5)
С пропеллером, но не вертолет,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть. (Карлсон) (слайд 6)
Появилась девочка в чашечке цветка, (слайд 7)
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) (слайд 8)
Скорей бы приблизился вечер,(слайд 9)
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка) (слайд10)
Лечит маленьких детей,(слайд 11)
Лечит птичек и зверей.
Скврзь очки свои глядит -
Добрый доктор. (Айболит)(слайд 12)
- Кто это такие? (Герои сказок)
Учитель обращает внимание детей на выставку книг с портретами писателей.
- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:
(А,а)болит, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора. (слайд 13)
- Почему выбрали заглавные буквы?
Вывод:Имена сказочных героев пишутся с заглавой буквы. (слайд 14)
Физминутка?
б) «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?
Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.
собака Мурка (слайд 15)
петух Буренка
кошка Жучка
корова Горлач
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).
Вывод: Клички животных пишутся с заглавной буквы.(слайд 16)
в)-Имена бывают полные и сокращенный
н-р: Саша-Александр, Лера-Валерия
- Бывают имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам Саша, Женя, Валя.
-А есть имена "тёзки"?
-Кто такие "тёзки"?(одинаковые с кем-нибудь имена)
-Есть ли у нас в классе "тёзки"
Стихотворение З.Александровой "Восемь Тань"
В первом классе восемь Тань-
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь.
Всюду Таня, Таня, Таня.
Если скажут: "Таня встань"
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках.
-А как вы думаете можно разобраться в новичках?
Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.(слайд 17)
5.Формирование новых ЗУН.
-Что это? (глобус)
-Что такое глобус? (уменьшенная модель земли)
- Посмотрите на глобус и прочитайте, географические названия.
- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.
- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)
-А знаете ли вы свой адрес в мире?
-Дополнитеи предложения, словами по смыслу
Мы живем на планете (Земля),в стране (Россия), в городе (Тюмень). Наша школа находится на улице (Мелиораторов) (слайд 18)
- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.
Вывод: Географические названия пишутся с заглавной буквы.(слайд 19)
6.Первичное закрепление
а)- Послушайте отрывки из музыкальных произведений, попробуйте услышать и назвать имена собственные.
-"Антошка"(слайд 20)
- "В Африке горы.
-
-
-
б)Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.(слайд 21)
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.
Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.
7.Подведение итогов урока.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке(слайд 22)
я узнал…
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
8.Рефлексия
. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.
- Спасибо за урок!(слайд 23)
Карточки для индивидуальной работы
Упражнение 1. Прочитайте буквы.
М Л р Н К
Найдите среди них лишнюю и объясните свой выбор.
Упражнение 2. Посмотрите внимательно на слова и подчеркните нужные буквы:
(А,а)болит, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.
Упражнение 3. Соедините линиями кого, как надо назвать.
собака Мурка (слайд 15)
петух Буренка
кошка Жучка
корова Горлач
Упражнение 4. Дополнитеи предложения, словами по смыслу.
Наша планет __________________.
Наша страна ___________________.
Наш город ____________________.
Наша школа находится на улице ______________________________.
Упражнение 5. Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
1.Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.
2.(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
3.Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.