Конспект урока
по биологии в 8 классе
«Витамины»
Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
Конспект урока
по биологии в 8 классе
«Витамины»
Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
Конспект урока
по биологии в 8 классе
«Витамины»
Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
Конспект урока
по биологии в 8 классе
«Витамины»
Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
I. Конспект урока
II. по биологии в 8 классе
III. «Витамины»
IV. Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
V. Задачи урока:
VI. Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
VII. Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
VIII. Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
IX. Тип урока: урок изучения нового материала.
X. Технология: проблемное обучение.
XI. Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
XII. Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс"Витамины" »
Конспект урока
по биологии в 8 классе
«Витамины»
Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Человек есть то, что он ест”. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду.
Доказано, что для нормальной жизнедеятельности организма этих веществ недостаточно!
Об этом нам поведает одна история:
«Чудесные вещества»
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили. Лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От заболевания моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.
Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу.
Чтобы узнать причину этого заболевания и почему употребление таких продуктов питания как лимонный сок, квашеная капуста, зеленый лук, черная смородина предотвращает это страшное заболевание. Мы узнаем сегодня на уроке.
А сейчас обратимся к истории …
Забытое открытие Н. И. Лунина (слайд 3).
Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Ученый исследовал роль минеральных веществ в питании. Н. И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши погибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и воду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные обеды, содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.
Вопрос: К какому выводу пришел Н. И. Лунина?
Ответ: Впервые научно доказал, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества
Следующий этап в истории открытия «чудесных веществ» рассказывает нам о случайных наблюдениях и ценных выводах голландского врача Эйкмана (слайд 4).
В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни — бери-бери, что означает «оковы».
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.
Вопрос: К какому выводу пришел Эйкман в результате своих наблюдений?
Ответ: В рисовых отрубях содержатся особые вещества, способные излечить от страшного заболевания бери-бери.
На вопрос, какие же вещества содержатся в рисовых отрубях, ответил польский биохимик Казимир Функ (слайд 5).
Он получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта. К. Функ назвал содержащиеся в них жизненно важные вещества ВИТАМИНАМИ (от лат. «вита» - жизнь).
Все современные витамины – синтетические, их получают в лабораторных условиях.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока:
Запишите в инструктивных карточках (Приложение 1).
Тема урока: Витамины. Чудесные вещества (слайд 6).
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое витамины, их значение, многообразие, классификация витаминов. А также познакомимся с характеристикой некоторых витаминов.
План урока (слайд 7):
Что такое «витамины»?
Значение витаминов
Многообразие витаминов.
Классификация витаминов
Характеристика некоторых витаминов
Что такое «витамины»? (слайд 8)
Витамины (от лат. «вита» - жизнь) – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности
Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека.
Вопрос: Подумайте, как витамины поступают в организм?
Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов»
Ответ: Витамины поступают в организм с пищей
В настоящее время известно более 25 витаминов. Они обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, Е. Некоторые витамины образуют группу В1, В2, В6, В12. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения
Принята следующая классификация витаминов. Выделяют 2 группы витаминов: водорастворимые и жирорастворимые (слайд 9)
Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?
Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.
При отсутствии какого-либо витамина в организме возникает заболевание авитаминоз
Запись в тетради: Авитаминоз возникает при отсутствии в организме какого-либо витамина (слайд 10).
Гиповитаминоз – недостаточное количество какого-либо витамина в организме (Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям). (слайд 11).
В какое время года чаще всего люди страдают от гиповитаминоза?
Помимо дефицита витаминов или их недостаточности, нельзя забывать и о чрезмерном употреблении витаминов, что также оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека
Гипервитаминоз – состояние, возникающее в результате избыточного потребления витаминов. Гипервитаминоз часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом, при избыточном потреблении пищевых добавок и витаминов.
Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?
Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.
Рассмотрим некоторые группы витаминов
Для этого мы воспользуемся текстом учебника стр. 189-192. В инструктивных карточках необходимо заполнить таблицу. Обратите внимание, на какие вопросы вам нужно будет обратить внимание.
Суточная норма, источники витамина для организма, авитаминоз (слайды 12-17)
Проверка таблицы
Название
витамина
Суточная норма
Источники витамина
Авитаминоз
Водорастворимые
С
50-100 мг
Шиповник, черная смородина, лимон, капуста
Цинга
В1
2-3 мг
Черный и белый хлеб грубого помола, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы
Бери-бери
Жирорастворимые
А
1 мг
Печень, перец, овощи и фрукты красного цвета
«Куриная слепота»
D
Вывод:
Домашнее задание:
записываем в дневник: п. 37 стр. 188-192
У нас с вами остался один витамин, информацию о котором вы выпишите дома самостоятельно. Сформулируйте вывод. На следующем уроке таблицы будут выборочно взяты на проверку.
Ответ на проблемный вопрос.
Вспомните случай с путешественниками и мореплавателями. От какого заболевания страдали? Назовите главную причину этого заболевания.
Витамины при тепловой обработке очень быстро разрушаются! Подумайте, вспомните из опыта своей мамы, как она при приготовлении пищи заботится о сохранении в ней витаминов?
А теперь посмотрим, все ли правила, мы с вами соблюдаем?
После просмотра видеоролика формулируем правила
Правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.
3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.
4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
Что мы не так назвали???
IV. Закрепление.
Ответьте на 7 утверждений. Если согласны «+», нет «-»
Витамины поступают в организм человека только с пищей
Витамины образуются в организме в небольших количествах
Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ
При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза
Рахит – заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С
Самооценивание:
Если 5 правильных ответов - «5»
Если 4 правильных ответа – «4»
Если 3 правильных ответа – «3»
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться.(У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар же сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А, который присутствовал в рыбьем жире.)
Учитель. Задача. Витамин А содержится в печени, икре, сливочном масле, в томатах, моркови, шиповнике, в луке, тыкве. Витамин С – в моркови, томатах, тыкве, кабачках, картофеле, капусте, лимоне, огурцах. Витамин РР - в печени, горохе, бобах, в томате, моркови, гречке, в грибах, в перце.
Вопрос: Какую закономерность вы увидели?
Ответ: томат, морковь, печень богаты витаминами, их необходимо включать в рацион питания.
С древних времен дети страдали от рахита (слайд) – заболевания, при котором кости становятся непрочными и изменяют форму. Даже на картинах мастеров эпохи Возрождения можно увидеть малышей с признаками этой болезни. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков, работавших на промышленных предприятиях, рахит носил характер эпидемии. Почему?
На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание бери-бери (слайд), при котором у человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы, нарушается походка, возникают параличи. Ответ: употребляли в пищу очищенный рис
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Рефлексия. Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке и ответить на следующие вопросы:
Что делали на уроке? _________________________________________
Что мне понравилось? ________________________________________
Релаксация:
Лото под видеоролик «Рыбки в аквариуме». Учитель предлагает ученикам пройти к доске, на которой размещено поле лото и поместить карточки с продуктами напротив группы витаминов, в которой они содержаться.