~~Изъявительное наклонение глагола
~~Тренировочные упражнения.
~~В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые реально происходят, происходили или будут происходить:
пишу, писал, написал, буду писать, напишу. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени (прошедшую, настоящую, будущую сложную) :
проверяла, проверяет, будет проверять.
~~Глаголы совершенного вида имеют две формы времени (прошедшую, будущую простую): отцвели, отцветут.
Формы прошедшего времени изменяются по числам: летел (ед.ч.), летели (мн.ч.).
А в единственном числе и по родам: кивнул (м.р.), кивнула (ж.р.), кивнуло (ср.р.) .
~~Формы прошедшего времени обычно образуются от основы инфинитива с помощью формообразовательного суффикса - л - : бросить-бросил.
Помните! Формообразовательный суффикс - л - в основу слова не входит.
~~Отдельные группы глаголов мужского рода, прошедшего времени образуются с помощью нулевого суффикса.
Глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на согласный:
принести – принёс, залезть – залез.
Глаголы, у которых при образовании форм прошедшего времени теряется суффикс – ну – :
гаснуть – гас; достигнуть – достиг, достигала.
~~Глаголы с суффиксом –чь, у которых формы прошедшего времени образуются от основ настоящего времени:
развлечь – развлек(ут) – развлёк.
~~Перепишите предложения, обозначьте глаголы изъявительного наклонения будущего времени.
1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка. 2. Ласточки летают над самой землей. 3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома и будет холодно посвечивать до тех пор, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце. 4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.
~~Выпишите глаголы в изъявительном наклонении.
1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу 2.Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. 3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи 4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. 5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы. 6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.
~~Выпишите глаголы в форме будущего простого времени. 1.Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки. 2. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. 3. Тонкий туман стоит вдали. 4. Я буду выкладывать фрукты из корзины на стол. 5. Обратимся к разбору характеров действующих лиц этого романа.
~~Выпишите глаголы, у которых образуются формы будущего сложного времени. Звучать, потрудиться, чирикать, расплескать,созревать, начинать, известить, жалеть, мокнуть, сдержаться.
~~Выпишите глаголы, которые употреблены в форме будущего простого времени. 1. Слезами горю не поможешь. 2. А ночью буду слушать я не голос яркий соловья. 3. Плещется рыба в уснувшей реке. 4. Глупый осудит, а умный рассудит.5. Чужую беду руками разведу,а к своей ума не приложу.
~~Выпишите глаголы настоящего времени, которые в предложениях являются сказуемыми. 1. Слабый ветер чуть - чуть тянул по верхушкам. 2. За ночь в реках и ручьях замёрзнет лёд. 3. В горной зоне весна имеет свои законы и свои неповторимые прелести. 4. Вечером вся степь совершенно менялась. 5. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. 6. Ещё до восхода солнца просыпаются птицы.