Просмотр содержимого документа
«исследовательский проект "Школьный этикет"»
МКОУ Староаннинская СШ ,Новоаннинского района Волгоградской области
Исследовательский проект
по теме «Школьный этикет»
Выполнили учащиеся 4 класса Локтионова Юлия,
Кувшинова Марина, Мартемьянова Софья
Руководитель Кузнецова Марина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
2015
Содержание
1. Введение …………………………………………………………..………..3-4
2. История возникновения этикета .....…………………………………………5
3. Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
4. Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
5. Что думают дети о школьном этикете .………………………………..........9
6. Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........102
7. Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
8. Заключение ………………………………………………………………….13
9. Список использованных источников ……………………………………...14
10. Приложение ………………………………………………………………...15
Введение
..
1.Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
2. «Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей, желая им тем самым здоровья.
3- Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
1.Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаем, что одни дети
всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.
Другие дети считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».
2.Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и при общении друг с другом.
3.Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе?
1. И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком?
3. – Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьезное дадим определение
1.В Толковом словаре русского языка Ожегова С. И мы нашли :
«ЭТИКЕТ – правила поведения человека
среди других людей»
«Этикет - (франц. etiquette)
установленный, принятый порядок
поведения, форм обхождения.
.
История возникновения этикета
2.Понятие «этикет» связывают, как правило, с именем французского короля 17 векаЛюдовика XIV. На королевских приёмах, собиравших множество людей разных сословий, не знавших элементарных норм поведения и не умевших вести себя за столом, гостям вручали особые карточки – этикетки, на которых были начертаны правила поведения. Отсюда и берёт своё начало слово «этикет», буквально означавшее «порядок приёма и правила учтивости на дворцовых церемониях
3.Но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.
1. В нашей стране появление этикета связано с принятием в 9 веке христианства. В «Беседах на Евангелие...» Иоанна Златоуста можно найти немало рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию.
2. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.
3.Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
1.Существует много видов этикета: речевой ,столовый ,«выходного дня» религиозный; повседневный , служебный ,праздничный ,профессиональный ,свадебный и т.п. Поскольку мы учимся в школе, то нас в настоящее время больше интересует школьный этикет.
2. С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА. Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.
Конечно, школа – дом родной для всех ребят,
Но , как известно,
Она еще для нас с тобой,
Дружок, общественное место.
Здесь существует с давних лет
Особый школьный этикет.
И помнит каждый школьник пусть:
Он должен знать об этикете.
3.Правила Школьного этикета мы разделили на несколько частей: внешний вид, речь, поведение в школе, взаимопомощь и дружба.
1 .Внешний вид. «Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи – показатель отношения к себе и другим людям. Ученики должны быть опрятно одеты. Одежда должна быть выполнена в строгом и деловом стиле и предназначена исключительно для занятий. Также форма учеников должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Волосы школьников должны быть вымыты. У мальчиков должна быть аккуратная короткая стрижка, волосы причесаны и убраны с лица. У девочек волосы должны быть аккуратно закреплены в прическе. Распущенные волосы или яркие громоздкие заколки не допускаются. Цвет должен быть натуральным. Руки и ногти должны быть чистыми. Ногти обязательно короткие и подстриженные, натурального цвета.
2.Полина в школу собиралась
И как для бала одевалась:
Наряд блестел, переливался –
Весь класс гурьбой смотреть сбежался.
- Какое платье! Загляденье!
Да! Но при чём же здесь ученье?!
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды.
Здесь, чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
3.Речевой этикет –правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, извините меня, здравствуйте, пожалуйста. По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить - все бесполезно.»
1.Речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разных речевых ситуациях.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай, благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
2. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская
Слова с рожденья ждет жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов
3.Поведение в школе. В школе каждый ученик проводит от 4 до 7 часов . От того как мы будем себя вести многое зависит.
А)Поведение на уроке
Приходить в школу, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.
Ещё совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.
Учитель скажет вам: «Садитесь!»
На место тихо опуститесь.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать на посторонние темы. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай.
1. Соблюдайте порядок и чистоту в классе.
Бережно обращайтесь с учебниками и тетрадями.
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты береги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему
2. Б) Поведение на перемене
Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бегают, толкаются, а иногда схватки происходят боевые, причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.
На перемену мальчишка спешит-
Кто пред напором таким устоит?
Он ведь бежит , как олень молодой,
Дети обходят его стороной!
Выбитый зуб и подбитый глаз,
Бегая по школе ты получишь не раз!
Потому ходи спокойно и веди себя достойно!
3.В)Поведение в столовой
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои.
Запомни их и повтори!
1.Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
2. Не говори ты с полным ртом
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
«Спасибо» обязательно!
3. Г) Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается. Главным в школьной жизни является умение дружить.
Мы должны помнить правила крепкой дружбы:
1.Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2.Поделись с товарищем тем, что у тебя есть.
3.Останови товарища, если он делает что-то плохое.
4.Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся
5. Зря не хмурься, будь смелей ! И найдешь себе друзей!
1.Мы решили провести анкетирование среди ребят 1-4 классов, чтобы узнать знают ли они правила поведения в школе и умеют ли их применять. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1.Что такое школьный этикет?
2.Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
3. Что ты делаешь на перемене?
4.Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
2 На1 вопрос анкеты многие учащиеся не знают ответа, поэтому они нарушают правила, установленные в школе. 25 человек не знают ответа, 9 человек знают, что такое школьный этикет Вывод: учащимся нужно больше интересоваться школьной жизнью и читать книги.
3. На 2 вопрос было опрошено 34 человека. Учащиеся нашей школы знают правила поведения в школе. Они ответили;
1. Здороваться с учителями - 26 человек
2. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку при ответе на уроке.- 14 человек
3. Не драться, не обзываться, не грубить.- 18 человек
4. На переменах не бегать и не кричать. -21 человек
5. Одеваться культурно.- 30 человек .
Вывод: учащиеся школы знают правила, но не всегда их выполняют.
1. На 3 вопрос 6% учащихся ответили: читают книги, сидят в классе, посещают библиотеку. 26 % учащихся на перемене играют, а 68 5 просто бегают по классу и коридору.
Вывод: учащимся нужно придумать более интересные занятия: игра в шашки, настольные игры, чтение книг.
2.На 4 вопрос учащиеся ответили, что 10% нарушают правила поведения всегда, 21%- никогда не нарушают правила, и 69% нарушают иногда.
Вывод: Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ
3.Проанализировав результаты анкетирования, мы поняли, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решили вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы .Их мы предлагаем в нашем буклете.
1. Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
(ВСЕ) Спасибо за внимание
Правила поведения . Как нужно вести себя в школе.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя
. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.
Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай.
На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов.
В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.
С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.
Соблюдаем порядок и чистоту в классе.
Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие – даём нужную вещь.
Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас.