Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка »
С началом учебного года !
Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка как один из способов создания условий для творческой самореализации учащихся
«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»
Жан Жак Руссо
Важными целями в преподавании русского языка должно стать развитие:
у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умения отстаивать свои права;
высокого уровня культуры;
готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности;
толерантности, терпимости к чужому мнению;
умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Образовательная технология
– это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Признаки образовательной технологии
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
Признаки образовательной технологии
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Критическое мышление
- это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель
3.Рефлексия
2.Осмысление
1.Вызов
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.
Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.
«Осмысление» - часть урока, посвященная изучению нового материала.
позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к активной учебной деятельности
Функции стадии вызова
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация (вызов «на поверхность»)
уже имеющихся знаний)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Приём №1 «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Ассоциация — в психологии связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии.
Термин введен Дж. Локком (1698)
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.
Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть.
Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А .
фл а кон
Гласные после шипящих
Тема предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю : жюри, брошюра, парашют.
Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении.
Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»
О-Ё после шипящих
Шов на капюшоне, шорох в крыжовнике; чопорный обжора чокается в трущобе; шофёр, жонглёр, жокей в шортах едут по шоссе и жуют шоколад; чистят шомполом ружьё.
Приём №4 «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты
Прием«Рассказ-предположение на основе ключевых слов»
заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем обнародует свой вариант. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.
Фрагмент урока
Составьте текст.
«Новогодняя вечер»
- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?
- Подберите определения к заголовку.
- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).
- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?
- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.
- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.
Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».
1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
3. Следить за использованием каждого ключевого слова.
Приём №5 «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где, по их мнению, оно не верно.
Местоимение
Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
В предложении местоимения бывают только подлежащим.
В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
Местоимения изменяются по падежам и числам.
В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Приём №6 «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» может быть дана следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Приём №7 «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.
Кластер
-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков .
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Помогает установить максимальное количество признаков изучаемого понятия .
Правила простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.
Нулевое окончание
Нулевое окончание
сущ.
м.р. ед.ч
глаг.м.р., прош.вр
сущ. м.р. и ж.р.,
Р.п.,мн.ч
гл. 2л.
повел. накл
Фрагмент урока
- Прочитайте текст. Какие особенности данного текста вы можете отметить?
Выписка из протокола №12
заседания совета школы
03.10.2010
СЛУШАЛИ:
Классный руководитель 5 «А» класса, Мохова Татьяна Федоровна, обратилась к совету школы с просьбой - воздействовать на ученика 10 «Б» класса Иванова Михаила, который каждый день приходит в школу в сопровождении огромнейшей собачищи. Немецкая овчарка – это порода, выведенная в Германии в конце 19 века. Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров. Сложена она, как Аполлон, очень пропорционально. Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью. Глазастая! Увидит, что кто – нибудь к его хозяину приближается, пасть так оскалит! Ой, а зубы – то, как у крокодила! Не захочешь мимо пройти. Вот и ребята боятся. Прошу оказать помощь и принять необходимые меры.
ПОСТАНОВИЛИ:
Вызвать Иванова Михаила вместе с родителями на совет школы и убедить в неправомерности его действий.
Председатель Л. И. Морозова
Секретарь И. П. Сорокина
Итак, в тексте вы обнаружили языковой материал трех стилей речи: разговорного, научного и официально – делового.(Задание дается по группам. Ребята доказывают своё мнение.)
Лексические: употребление слов в прямом значении ( порода, Англия) ; стилистически нейтральные слова (пропорционально, дрессировка) ; отсутствие образных средств.
Морфологические: преобладание существительных.
(Классный руководитель 5 «А» класса, Мохова Татьяна Федоровна, обратилась к совету школы с просьбой - воздействовать на ученика 10 «Б» класса Иванова Михаила , который каждый день приходит в школу в сопровождении огромнейшей собачищи. )
Синтаксические:
-прямой порядок слов (Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров.)
3.Официально – деловой стиль.
Задача – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение.
Лексические: официальные слова и выражения (воздействовать на ученика, прошу принять меры); словосочетания неэмоционального характера (обратилась к совету с просьбой, убедить в неправомерности поведения).
Морфологические: использование глаголов в неопределенной форме (оказать помощь, принять меры, вызвать на педсовет).
Синтаксические: осложненные предложения (Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью); почти полное отсутствие повествования и описания.
Задача
Сфера употребления текста
текста
Субъективность
Неофициальная обстановка
Поделиться впечатлениями
эмоциональность
Ведущие стилевые черты
Разговорный
стиль
речи
Языковые средства
Конкретность
морфологические средства
Прилагательные в превосходной степени
Междометия
лексические и фразеологические средства
Прилагательные с оценочным значением
словообразовательные средства
синтаксические средства
Слова разговорной окраски
Слова с суффиксами субъективной оценки
Слова с экспрессивной окраской
Неполные предложения
односоставные предложения
Приём №8 «Корзина идей, понятий, имен »
используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре
(2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Применение приёма«Корзина»на уроке русского языка в 8 классе по теме«Словосочетание, его типы».
Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят).
Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с «корзиной»: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.
Стадия осмысления
позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями
Функции стадии осмысления
Информационная
(получение новой информации)
Систематизационная
(классификация, ранжирование информации)
Приём №1 «Пометки на полях»(Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
«Обобщающие слова при однородных членах предложения
V При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.
V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.
VI. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)
[О: О, О, О].
+Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:
Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.
[О, а именно: О, О и О].
VII . Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире, например: Затуманенный лес, озеро, небо — всё было серое.
[О, О, О - О].
+III . Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире, например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо — было серое.
[О: О, О, О – …].
Приём №3 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
Приём №4 «Взаимообучение»
В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
Суммируют содержание абзаца;
Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
Разъясняют, что непонятно;
Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Стадия рефлексии
способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
Информационная
(приобретение новых знаний)
Оценочная
(выработка собственной позиции)
Приём №1 «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн– стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн.
-Фразеологизм
-Емкое, меткое
-Уточняет, обогащает, развивает
-Это перлы, самородки и самоцветы языка
-Фраза
МОРФОЛОГИЯ
-Морфология
-Многословная, великая.
-Изучать, понимать, разбирать части речи
-Как велик и разнообразен русский язык
-Мощь и сила
Приём №2 «Диаграммы сравнения»
По опорной схеме сравниваются два понятия и отражаются в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример.
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.
Приём №3 «Самоанализ»
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи
Содержание урока
1.
Знаю уверенно
Надо повторить
2.
3.
4.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется
Приём №4 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
- Что узнал и чему научился на уроке?
- Что хотел бы узнать?
Эссе
«Сложное предложение»
На уроке я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называют сложносочинёнными, сложноподчинёнными , бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости , его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения.
Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.
Смысл этого приема можно выразить следующими словами :“Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”.
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Работа по теории развития критического мышления помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Работа по теории развития критического мышления помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие образовательные результаты:
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;