Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе
?Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.В работе рассмотрены теоритические и практические приёмы и методы ТРКМЧП,а также представлены разработки и фрагменты уроков с использованием ТРКМЧП на уроках русского языка,литературного чтения,ОРКСЭ,окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе»
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Выступлние Конееой Эмине Энвероны
на заседании творческой группы по ТРИЗ в МБОУ «Первомайская ОШ»
2016
Стандарты второго поколения предполагают изменение функционала школьного учителя, его профессиональных умений. Проектировать урок, создавать деятельностную конструкцию учебного занятия должен учитель. Особенностью современного обучения является обеспечение успешной социализации обучающихся, которые должны проявлять личную инициативу, творчески мыслить, аргументированно отстаивать собственное мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, принимать решения и нести за них ответственность.
В свете реализации требований ФГОС результатом обучения в начальной
школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т. е.
формирование общеучебных навыков и способности самоорганизации своей
деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные
учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они
создают условия развития личности и ее самореализации - «...готовность
выпускника к саморазвитию, экологическая культура, социальная
компетентность, способность к эмпатии, усвоение гуманистических
ценностей...».
В своей практике активно использую технологию ТРКМЧП как одно из
эффективных средств формирования универсальных учебных действий у
младших школьников.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Использование рамочной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учеников.
Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?», считает, что не каждый вид умственной деятельности можно отнести к критическому мышлению. Такие важнейшие мыслительные операции как запоминание и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они даже в своей совокупности критического мышления не составляют.
Определение критического мышления Дэвида Клустера включает в себя пять пунктов:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.
К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.
Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках русского языка. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; рефлексия.
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся:
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы:
-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся:
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Описание техник технологии РКМЧП
Стадия (фаза)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы данной фазы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ. Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - парами - группами.
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи.
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные
логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально – парами – группами.
- Читают или слушают текст, используя предложенные
педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по
мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация
изученной информации, работа ведется индивидуально
– в парах – группах
- Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение новых
целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою
точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
8. Творческие, исследовательские или практические задания на
основе осмысления изученной информации.
Приёмы и методы ТРКМЧП, используемые в предложенных методических разработках
На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы:
«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.
Одним из методов демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Эффективен приём «Кластер», который являетсяотражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
Если необходимо на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий, представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Прием «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.
Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.
Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.
Приемы и методы ТРКМ ЧП
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Возможные приемы и методы
Стадия осмысле - ния
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому»
Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.
Чтение с остановками. Прием применяется при работе с художественными, научно-популярными, научными текстами, его главная цель – заинтересовать, привлечь к осмысленному чтению.
Приём Фишбоун (Рыбий скелет),
где голова – вопрос темы,
верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть
Прием «тонких» и «толстых» вопросов
может быть использован на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Двойной дневник
Бортовой журнал
Стадия рефлек -сии
Вернуть учащихся к первоначальным записям, предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
«Шесть шляп»
Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».
Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа
«Метод шести думательных шляп»
Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа – преимущество, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
«Ромашка вопросов»
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
«Синквейн» творческая форма рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
«Ментальная карта» (расширенный кластер)
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле (лучше разговорном) и композиции, на любую тему.
Прием РАФТ:
Социо-игровое задание: Р (оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени, выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: "Праздник последнего звонка в моей школе".
Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например,
Роль - директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д.
Аудитория - подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п.
Форма - эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.
Тема - Праздник последнего звонка в моей школе.
Закончи предложение
Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Этот прием используется как на II стадии осмысления и III рефлексии.
Сочинение
Телеграмма
Хайку - национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.
Маленький краб
Побежал по ноге.
Чистая вода.
(МАЦУО БАСЁ)
Хлопнула калитка
закрываются на ночь
лепестки ромашки
(ЭТЕЛЬ ЯНОВА)
Хокку - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...
В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой!
Письмо к учителю
Прием «Письмо по кругу».
Сочинение на определенную тему по одному предложению.
Прием «Закончи предложение»
Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Прием «Интервью»
Предлагаю с помощью таблиц познакомиться с основными технологическими алгоритмами урока (серии уроков) и рекомендациями по их использованию на определенных стадиях.
Технологический алгоритм урока
Технологические этапы
I стадия
II стадия
IIIстадия
Вызов:
Актуализация имеющихся знаний;
Пробуждение интереса к получению новой информации:
Постановка собственных целей обучения
Осмысление содержании:
Получение новой информации;
Корректировка учеником поставленных целей обучения
Рефлексия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
Этап
Содержание
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вводный
Постановка дидактической цели
1
Объяснение цели предстоящей работы
Знакомство с целью урока
Стадия вызова
Организация групповой работы
5
Формирование групп. Постановка познавательных задач
Знакомство с познавательными задачами
Групповая работа с использованием приемов ТРКМЧП
Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску. Контроль за ходом групповой работы
Выполнение своего задания. Сбор примеров. Консультации друг с другом и с учителем
Отчет групп о результатах работы с принятием решения о дальнейшей деятельности
Выслушивание мнений учеников
Отчет о работе. Принятие общего решения
Стадия осмысления
Организация индивидуальной работы учащихся
20
Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала. Распределение заданий
Знакомство с материалом. Планирование работы.
Работа с информационным текстом с использованием приемов ТРКМЧП
Индивидуальные консультации
Переработка информации
Выполнение практических заданий
Контроль за выполнением практической работы
Самостоятельная работа учащихся с переработанной информацией
Стадия рефлексии
Дискуссия. Рассмотрение вариантов мнений по одному и тому же вопросу
4
Рассмотрение и принятие всех мнений
Живой обмен идеями. Самоанализ деятельности
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2
Этап
Содержание
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стадия вызова
Индивидуальная работа над проблемной задачей с использованием приемов ТРКМЧП
5
Инструктаж. Знакомство с проблемной задачей
Выполнение задания с опорой на имеющиеся знания
Обсуждение способов решения проблемной задачи
Рассмотрение всех мнений учащихся. Создание мотива к обучению
Выделение ряда вопросов для решения проблемной задачи
Постановка дидактической цели
Объяснение цели предстоящей работы
Знакомство с целью урока
Стадия осмысления
Групповая работа над решением проблемной задачи с использованием приемов ТРКМЧП
20
Формирование групп. Контроль за выполнением задания
Поиск путей решения проблемной задачи. Совместная работа учащихся
Работа в экспертных группах
Новое формирование групп. Контроль за выполнением задания
Обсуждение. Анализ проделанной работы с точки зрения разумности выбора путей решения поставленной задачи. Исправление возможных ошибок
Анализ работы групп
Рассмотрение и принятие всех мнений
Отчет о проделанной работе. Обсуждение вариантов решения поставленной задачи
Стадия рефлексии
Отбор значимой информации. Письменная работа по ТРКМЧП
5
Инструктаж о проведении письменной работы, направленной на прояснение смысла полученных знаний, построение дальнейшего маршрута обучения
Выполнение письменной работы, представляющей собой переосмысление новой информации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3
Этап
Содержание
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стадия вызова
Дискуссия по ТРКМЧП
5
Постановка проблемной задачи, выход на ситуацию для обсуждения
Высказывание различных точек зрения, выявление спорных моментов, противоречий
Определение целей предстоящего изучения материала
Помощь в выявлении наиболее значимых аспектов решения познавательных задач
Обозначение ряда проблем и вопросов, требующих получения новых знаний
Стадия осмысления
Групповая работа или работа в парах с использованием приемов ТРКМЧП
20
Инструктаж. Раздача дидактического материала
Работа в группах, направленная на решение поставленных задач
Анализ проделанной работы
Выслушивание мнений учащихся. Высказывание собственной точки зрения
Отчет о проделанной работе. Знакомство с мнением других групп. Обсуждение. Сравнение полученных идей с первоначальными предположениями, возникшими в ходе дискуссии на стадии вызова
Стадия рефлексии
Совместная письменная работа по ТРКМЧП
5
Инструктаж. Контроль за выполнением задания
Запись каждым учеником по одному предложению по данной проблеме. Чтение коллективного сочинения. Анализ, дополнения
Модель урока в технологии РКМЧП
Так как в основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице
Тип урока
Работа с информационным текстом
Работа с художественным тестом
Взаимообучение
Урок-исследование
Вызов
Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.
Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.
Мозговой штурм
Осмысление
Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Зигзаг (мозаика)
Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия
Возвращение к кластеру
Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
Сводная таблица
Предсказание
Методическая разработка урока с использованием ТРКМ ЧП
Тема: «Два спряжения глаголов» 4 класс.
Цели урока:
Предметная:
Помочь «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого.
Продолжить развивать орфографическую зоркость (акцент на личные окончания глаголов), зрительную память.
Личностные:
Развивать учебно-познавательный интерес к нового учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные:
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Высказывать свои предложения относительно способов решения учебной задачи.
Оценивать правильность выполнения действий вносить коррективы.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение.
Работать в сотрудничестве.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Оргмомент
Эмоциональное вхождение в урок.
Сотвори Солнце в себе.
1. Сесть в удобную позу лицом к солнцу.
2. Сосредоточиться на мысли о том, что вместе с вдохом в организм поступает солнечная энергия, а с выдохом превращается в свою энергию.
Самоопределение к деятельности.
- Определите, какая часть речи будет героем сегодняшнего урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
II. Актуализация знаний, мотивация.
С каким новым научным словом познакомились на предыдущем уроке?
- Спряжение.
Что такое спряжение?
- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
III. Работа над новом материалом.
Постановка учебной задачи. Проблематизация.
Род
м.р.
ж.р.
м.р.
ср.р.
ж.р.
Окончание
а я
а я
о е
ь
Посмотрите на экран. О чем напоминает вам таблица?
В зависимости от рода и окончания в начальной форме существительные бывают трех склонений.
Что добавить в таблицу?
Склонение 1,2,3.
Род
м.р.
ж.р.
м.р.
ср.р.
ж.р.
Окончание
а я
а я
о е
ь
Склонение
1
2
3
Устно закончите предложение. Просклонять – это…
Изменить имя существительное по падежам.
Итак имена…;
глаголы…
…склоняются;
…спрягаются.
- Почему ученые выделили 3 склонения существительных?
- Есть 3 набора окончаний при изменении по падежам.
- А как вы думаете, сколько спряжений у глагола? Как узнать?
- Проспрягать.
-Над какой проблемой будем сегодня работать?
Сколько спряжений у глагола?
- Какую поставим перед собой цель?
Узнать, сколько спряжений у глагола.
IV Решение учебной задачи.
- Откройте карточку № 1. Прочитайте задание.
Наблюдая за окончаниями, составьте кластер.
Устно спрягают глаголы, записывают только их окончания.
Составляют кластер.
Работают в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
I спр.
ут (ют)
ете (ёте)
ем (ём)
ет (ёт)
ешь(ёшь)
у(ю)
3л
мн.ч.
1л
2л
3л
2л
1л
ед.ч.
II спр.
ат (ят)
ите
им
ит
ишь
у(ю)
3л
2л
1л
3л
2л
1л
ед.ч
мн.ч.
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 л. ед.ч., получилось? Назовите их.
Проговаривают окончания.
1 л. ед.ч.
у
ю
1 л. мн.ч.
ем
им
2 л. ед.ч.
ешь
ишь
2 л. мн. ч.
ете
ите
ет
ит
3 л. мн. ч.
ут
ат
V Исследовательская работа.
- Посмотрите на экран. Сравните со своим кластером. Предположите сколько спряжений у глагола.
- Два спряжения.
- Как подтвердить наше предполажение или опровергнуть его?
- Должно быть правило.
Физкультминутка для глаз по таблице СУС В. Базарного.
VI Первичное закрепление.
- Откройте учебник и прочитайте правило.
- Знакомятся самостоятельно.
- Что подтверждает правило?
- У глаголов наст. и буд. времени 2 спряжения.
- Рассмотрите на экране кластеры. На что обратили внимание.
- У глаголов I спр. в окончании буква е (ё), II спр. – буква и.
- Откройте карточку № 2. Прочтите совет.
- Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить нам поможет подсказка, придуманная ребятами.
I спр. е или ут (ют) едут
II спр. и или ат(ят) и спят
VII Трансформация – незнание в знание.
- Мы знаем правило, подтвердили, что спряжения выыделяют 2. Что теперь нужно научиться делать?
- Определяют спряжение глаголов.
VIII Вторичное закрепление.
- Прочитайте задание к упр.
Как будете записывать глаголы?
- В 2 столбика: I спр. II спр.
- На что будете обращать внимание при рспределении по спряжениям?
- На окончание глаголов.
Физкультминутка.
- Во всех глаголах выделить окончание и отметить все орфограммы.
(Проверка по слайдам на экране).
I
II
спишешь
спешишь
прыгнет
кричат
играем
лепят
катают
гонит
включите
- Кто выполнил работу без ошибок?
У кого была ошибка, исправьте, сделайте пометку на полях. Подумайте, как надо рассуждать, чтобы правильно определить спряжение или найти орфограмму.
Самопроверка.
Учащиеся рссуждвют.
- Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов?
- Безударные гласные в окончании: спишешь, прыгнет, играем, гонит
спешишь (жи – ши)
кричат (ча – ща)
- Какую из данных орфограмм мы еще не умеем решать? Что в этом случае делаем?
- Безударная гласная в личных окончаниях глаголов; внимательно списываем с учебника или оставляем окошко.
- Какую орфограмму нам предстоит научиться решать?
- Орфограмма безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
- А на месте каких орфограмм смело пишем букву?
1. Буквы парных согласных по глухости – звонкости – т, - ш;
2. Буква е на месте последнего безударного гласного во 2 л. мн.ч. ете, или ите.
Работа в парах .
Тетрадь с печатной основой.
- Прочитайте задание. Есть вопросы по его выполнению? Обсуждайте в паре, каждый записывает спряжение, лицо и число в свою тетрадь.
Проверка работы по слайду на экране.
ете
I, 2 л.
мн. ч
им
II, 1 л. мн.ч.
ешь
I. 2 л.
ед.ч.
ишь
II, 2 л.
ед.ч.
ет
I, 3 л. ед.ч.
ит
II. 3 л.
ед.ч.
ат
II, 3 л.
мн.ч.
ют
I, 3 л. ед.ч.
ите
II. 3 л.
мн. ч.
- Сложная была работа? Кто справился без ошибок?
Если ученики допустили ошибки, они отмечают их и исправляют. Ребенку, который не может самостоятельно испрвить ошибку, оказывается индивидуальная помощь.
IX Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель поставили в начале урока?
- Узнать сколько спряжений у глагола.
- Достигли её?
- Да, узнали, что у глагола 2 спряжения.
- Оцените свою работу. Что было трудно нна уроке? Над чем еще нужно поработать? Что нужно знать, чтоб опрделить спряжение глаголов?
- Личные окончания каждого спряжения.
-Какая орфограмма остается не решенной, но уже первый шаг сделан?
- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
-А почему я говорю, что шаг сделан?
- В зависимости от спряжения вставляем в окончания е или и
X Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Как проверите правильность определения спряжения?
- По таблице.
Оценка работы учащихся.
Отметка учащимся.
Технологическая карта + сценарий урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Авторы учебника: А.А.Плешаков
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Люди, города и страны.
Цели:
– Показать связь хозяйства человека с природными условиями.
– Ознакомить детей с городами и странами, с политической картой.
– Ребята, сможете ли вы по внешнему виду животного или растения определить, какой природной зоне он принадлежит?
Детям даётся изображение животного без его названия.
– Тогда возьмите карточки и попробуйте это сделать. (Перед уроком дети делятся на группы)
1-я группа – койот
2-я группа – ковыль
3-я группа – антилопа
4-я группа – суслик
Задание:
1) выявите приспособление;
2) объясните связь приспособления с местом обитания.
– Теперь проверьте себя с помощью учебника
– Что общего у этих животных?
– Расскажите, что происходит внутри экосистемы степи? Как связаны эти животные и растения с другими живыми существами? Какую роль выполняют?
– Смогут ли данные животные и растения комфортно себя чувствовать в другой природной зоне?
Педагог раздаёт фотографии людей разных рас
2. Постановка проблемного вопроса.
– Молодцы! Вы очень хорошо разбираетесь в жизни экосистем, приспособлениях животных. Скажите, сможете ли вы определить вот этих жителей нашей планеты по их зонам и определить приспособления их к окружающей среде?
– Чему будет посвящён наш урок?
На доске появляется тема урока: Люди.
– Какие вопросы и выводы у вас возникают?
– Ребята, что мы сейчас делали?
– Конечно, это сделать не трудно.
Дети выполняют задание. Представляют его для общего обсуждения.
1-я группа. Это хищник серо-коричневого цвета, невысокий, умеет хорошо бегать. Значит, место, где он живёт, позволяет ему быть незаметным для жертвы, которая спасается бегством. Мы считаем, что койот живёт в зоне степей.
2-я группа. Невысокое растение с хорошо развитыми корнями, напоминающими мочалки, узкие листья помогают экономить влагу. Мы считаем, что это растение можно встретить в степной зоне.
3-я группа. Светло-коричневое невысокое травоядное животное, умеющее хорошо бегать. Оно встречается в степной зоне.
4-я группа. Маленький светло-коричневый зверёк с вытянутым туловищем, что говорит о том, что он может пробираться по узким ходам. Скорее всего, он живёт под землёй в норе. Мы решили, что он встречается в степи.
– Они встречаются в степной зоне.
– 3-4 ученика высказывают свои предположения, дополняют друг друга.
– Нет, не смогут, так как они уже адаптированы к своей природной зоне.
– Мы говорили о животных. А это люди. Мы ещё не знакомились с приспособлениями людей.
Дети попытаются объяснить, используя свои знания о приспособлениях животных. И угадывают место, откуда исконно происходили эти расы.
– (Дети высказывают свои мнения.) Мы будем говорить о приспособлениях людей к окружающей среде.)
– Мы обратили внимание, что люди, фотографии которых мы видели, очень разные, и можно найти объяснение тому, почему они так выглядят?
– Надо выяснить, как приспосабливался человек к условиям окружающей среды?
– Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы?
– Мы знаем, что человек разумен. Тогда следует подумать, как эта особенность человека помогла ему приспособиться к месту обитания?
– Составляли план, планировали свою деятельность.
Познавательные УУД
(на протяжении всего урока)
1. Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Можно просмотреть видеофрагмент о жизни племён, которые до сих пор вписываются в жизнь экологических систем (или работать с иллюстрацией)
1. Беседа.
– Ребята, после того как вы просмотрели иллюстрацию, скажите какую роль выполнял человек в экосистеме?
– Чем он внешне отличался от животных?
– Как животные приспосабливаются к условиям разных температур?
– Что произошло с людьми?
– Теперь давай проверим, верны ли наши выводы?
2. Работа в учебнике.
– Прочитайте текст.
– И так, мы выяснили, как человек приспосабливался к жизни в экосистеме.
– давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего плана.
– Скажите, просто ли было человеку охотиться и собирать плоды растений?
– А если бы охота и сбор плодов были удачны, что могло бы произойти?
3.Беседа.
– Человеку важно ещё и защищаться от более крупных хищников?
– Значит, что люди не перемещались так, как это делали животные. Что же они придумали?
– Как называется такое ведение хозяйства?
– Проверьте свои выводы на стр. учебника. Дополните свои ответы.
– Можем ли мы вернуться к вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока?
Возвращаемся к фотографиям людей.
– С чем связаны различия внешности людей разных рас?
– Давайте рассмотри каждую человеческую расу?
Составляется клайстер
– Сделайте общий вывод по каждому обсуждаемому вопросу.
– А как изменилась жизнь современного человечества?
– Где живут эти люди?
– Чем город отличается от деревни?
– Как вы думаете, города – это самые большие объединения людей? Какой вопрос может возникнуть по этому поводу?
– Значит, кроме городов люди объединяются по месту жительства в страны. А что такое страна?
– Что вы знаете о разных странах?
– Когда люди выбирали место для села, что им было важно?
– Можно ли как-то определить местоположение названных вами стран?
– Мы считаем, что человек в экосистеме исполнял роль «едока». Он питался как растениями, так и животными. Растения он искал, а на животных охотился, как это делают хищники.
– У человека нет такого густого шерстяного покрова, он умеет прямо ходить…
– У них меняется их внешний вид, изменяется окраска, шерсть становится более густой…
– Они использовали шкуры животных и особые растения для изготовления одежды.
Ребята читают и приходят к выводу, что их версия совпадает с мнением учебника.
– Животных и растений становилось бы всё меньше, в результате сами люди стали бы голодать и могли умереть. Они это понимали.
– Да, они научились строить жилища или приспосабливать для них пещеры
– Они строили жилища, а рядом с ними стали сажать растения.
– Чтобы избежать голода, люди научились разводить скот и выращивать растения.
–Это скотоводство и земледелие.
– С разными условиями мест, где они живут (смена времён года в умеренном климате, жаркое солнце, сильный ветер открытых пространств).
– Дети называют расы (с помощью учебника или с помощью ранее полученных знаний)
– Человек сначала являлся полноправным участником экосистемы, и на него действовали законы природы, как и на всех. Поэтому появились расы. Далее человек, понимая, что может в естественных условиях погибнуть от голода и холода, придумал, как можно сделать охоту и собирательство независимым от случайностей. Так появились земледелие и скотоводство. Так постепенно человек мог перемещаться в разные места, защищать свою жизнь и жизнь своих подопечных от их врагов. Поэтому он уже меньше зависел от природных условий, умел делать всё необходимое для жизни сам.
– Они стали жить в городах, там условия похожи. Они могут переезжать с места на место, звонить по телефону и т.п.(
– В городах и сёлах.
– В городах многоэтажные дома, много видов профессий для людей, заводы, фабрики, институты, магазины.
– Не существует ли более крупных объединений людей? Может это страны?
– Мы узнали, что города находятся в странах. Это территория, которую занимает один народ с общей историей, культурой и языком. Руководит страной правительство, оно и продумывает, каким будет государство в будущем. Правительство располагается в главном городе – столице. У каждого государства есть свои культурные ценности и свой флаг.
– Каковы особенности рельефа, есть ли водоём, можно ли найти место для построения домов, для посадки растений, для выгула животных?
Дети говорят о специальной карте, на которой можно увидеть все страны мира.(политическая карта)
Коммуникативные УУД (на протяжении всего урока)
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
– Что обозначают на политической карте?
Работа с политической картой в конце учебника
– Подумайте, что обозначают цвета на карте, названия, нанесённые красным шрифтом и чёрным.
– Какая линия разделяет соседние страны?
Ученики выполняют задания, совместно обсуждая их в группе, которые были распределены в начале урока, а затем и в классе.
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Как работал ты?
Дети высказывают свои мнения
– Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные УУД
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ
V. Домашнее задание.
– Рассмотреть политическую карту, выбрать страну (город) и подготовить информацию о людях проживающих на этой территории. Работу оформить на листах А4.
Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.
2. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии. – 2006. – №1.
4. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. - М., 2010.
5. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Университет внутренних дел, 2009.
6. Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT./ Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2011.
7. Философия и методы RWCT в действии. /Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2012.