Тема урока. Группы сложноподчинённых предложений, состоящих из двух простых.
Задача урока. Систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения.
Задачи урока:
Цели: Обучающие – закрепить имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении, обеспечить усвоение темы путём создания проблемной ситуации и через исследовательскую деятельность разрешить её.
Развивающие – развивать навыки исследовательской работы: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные – сформировать положительную мотивацию к уроку, воспитывать положительное отношение к изучению русского языка, воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С )
«Чтобы научиться писать, надо писать!»
Д. Лихачев.
Ход урока:
Постановка задачи урока:
Итак, у нас очередной урок русского языка, по определению Паустовского – самого богатого, меткого, могучего и поистине волшебного языка, безкоторого вы не можете изучать ни один другой школьный предмет, и покоторому предстоит сдача ЕГЭ.
-Сегодняшний урок по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту (название текста) пройдет под девизом «Чтобы научиться писать, надо писать!».
Эпиграф к уроку:
«Чтобы научиться писать, надо писать!» ( Д. Лихачев)
Мотивационный этап:
-Почему нужно научиться писать сочинение, а может достаточно выполнить только тестовые задания частей А и В?
(выслушать ответы учащихся)
- Без сочинения вы сможете набрать по 100-бальной системе 58 баллов, если не допустите ни одной ошибки. Маловато для поступления в ВУЗ. Поэтому моя цель сегодня - научить вас написать сочинение, показать более эффективные пути работы над текстом, а ваша задача – сотрудничать со мной и активно трудиться.
Композиция сочинения.
Вступление (введение)
Постановка проблемы.
Комментарий к поставленной проблеме.
Позиция автора.
Собственная позиция.
Аргумент (из литературы, 1 или 2).
Собственный аргумент с использованием жизненного опыта.
Заключение.
-Смотрим на композицию сочинения и приходим к выводу, что даже при допуске многочисленных орфографических, грамматических, пунктуационных ошибках у вас есть шанс заработать баллы.
-Кроме этого вы можете заработать за смысловую цельность, речевую связность, последовательность вашего сочинения + 2 балла в подарок, если не допустите фактических ошибок. Значит, есть смысл научиться писать сочинение, что мы и будем делать сегодня.
Познавательный этап.
1. Первичное чтение.
2. Читаем второй раз и, опираясь на содержание каждого абзаца, сформулируем микротему, т.е. передадим емкими предложениями информацию текста. ( А-27)
Позиция автора.
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме ,о которой он размышляет.
Позиция автора - это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он все это написал?
Как он относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?
Внимание! Запомнить! В текстах официально – делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора выражается прямо.
Данный текст публицистического стиля. Значит, предложение, в котором выражается позиция автора, нужно искать в тексте.
(Ищем в тексте предложение)
Авторская позиция выражается в предложении - . . . функции искусства-будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Позиция автора отражает какие эмоции автора выражены в тексте, как выражено отношение автора к изображаемому, в чем это проявляется (автор считает, что… ; автор убеждает нас в том, что … ; автор стремится донести до читателя мысль , что…)
- Какими словами можно передать слово «функция»? (задание 3)
- Назначение, цель, задача.
Позиция автора: назначение искусства - пробуждать чувство Родины.
Определение проблемы.
Проблема-это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Иногда трудно сформулировать проблему, тогда лучше найти авторскую позицию, что мы и сделали только что. Она звучала так:
Назначение искусства - пробуждать чувство Родины.(можно- назначение подлинного искусства…)
Теперь сформулируем такой вопрос, ответом которому станет авторская позиция.
Вопрос - В чем состоит подлинное назначение искусства?
-назначение искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.
Это и есть основная проблема. Это то :
*что стала объектом раздумий автора;
*над которой он в основном размышляет;
* по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Определили проблему. Но мы обязаны сформулировать ее так, чтобы непременно там присутствовало слово «проблема» и тогда прозвучит так: Проблема назначения искусства.
Комментарий проблемы.
Комментарий проблемы - это рассуждения по поводу выделенной проблемы. Он отличается от простого пересказа тем, что в пересказе говорим, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. (подчеркивает, утверждает, рассматривает, требует, уточняет, посвящает статью, …)
Подбор аргументов.
Перед тем, как начать подбирать аргументы, нужно сформулировать Собственную позицию. (Я согласен…, Я не согласен…(не советую )
Подбор аргументов. Так как речь идет об искусстве, вспомним виды искусства. Это литература, живопись, музыка, театр, кино. Легче, наверное, привести аргументы из области литературы. (литературные - (2 балла) и из жизни- 1 балл).
Заключение. В тексте В. Конецкого скворцы пробудили в душе авторавоспоминания о Родине и множество других теплых чувств. Все, что напоминает о Родине, должно быть близко. «И дым отечества нам сладок и приятен», - как восклицает герой А. Грибоедова – Чацкий.
Вся работа выполнялась на черновиках. На чистовиках она выполняться должна соответственно композиции.