Сложноподчиненное предложение.
Совершенствование пунктуационных навыков и умений.
Цель урока: формирование умения систематизировать знания об основных группах сложноподчиненных предложений.
Задачи образовательные:
Систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»;
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
2.Продолжить развитие правильной монологической речи учащихся, умение давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у обучающихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
2. Воспитывать умение слушать отвечающих .
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, тестирование; объяснение домашнего задания.
Тип урока: обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация «Сложноподчиненное предложение» , тренажеры «Фонетика», « Подготовка к ЕГЭ А 25; В 6. СПП»
ХОД УРОКА
1
Оргмомент. Открыть тетради и записать число, классная работа.
1 мин
2
Проверка домашнего задания. (ССП) 2 человека у доски.
3 мин.
3
Языковая разминка. Все учащиеся : повторение темы «А 1». Презентация.
Графический диктант. 1 ученик у доски: расставить ударения баловать, госпитали, договор, досуг, завидно, квартал, обеспечение, облегчить, упростить, шоферы, эксперт, столяр, жалюзи.
2 мин.
4
Введение в тему урока. Сконструировать сложное предложение. Составить схему. Объяснить её.
Туман рассеялся. Мы вышли к реке.
Сформулировать тему сегодняшнего урока. «СПП…..»
ЦЕЛЬ. Сегодня на уроке, мы должны систематизировать свои знания об основных группах СПП; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.
2 – 3 мин
5
Актуализация знаний учащихся по теме. Фронтальный опрос. Презентация (1 – 9)
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Приведите примеры из домашнего упражнения.
Из каких частей состоит СПП?
Чем связывается придаточное предложение с главным?
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
перед главной (...), [...].
после главной [...],(...).
в середине главной [... ,(...), ...].
5 мин
6
Конструирование предложений. Записывают 3 предложения и составляют схемы .
По 1 ученику у доски. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый.
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Сделать вывод.
4 -5 мин
7
В русском языке очень много СПП с несколькими придаточными. Сегодня на уроке мы рассмотрим несколько примеров, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях.
Работа у доски по 2 человека. Задание на карточках. Составьте схемы сложноподчиненных предложений (предложения разделены на части)
Князь Василий устроил для себя это назначение с тем ,
чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, в имениях будущего зятя, молодого графа Безухова, чтобы женить сына Анатоля на дочери богатого старика Болконского.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.
Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему – то приказанию в середине дела, но батарея, продолжая стрелять, не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищённых пушек.
4 -5мин
8
ОДНОВРЕМЕННО. РАБОТА В ПАРАХ (на листах)
Всем существом своим Кутузов чувствовал, что страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг свои силы, должен был быть смертельным.
Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.
4 мин
9
Задания для комплексного анализа текста.
Видео просмотр «Война и мир» «Бал»
1.Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль.
2. Ответьте на вопрос: «Какие чувства испытывают литературные персонажи?».
3. Определите стиль речи.
4. Выпишите из текста СПП. Укажите вид придаточных предложений. Составьте схемы этих предложений.
8 мин
10
Подведение итогов урока. Рефлексия. Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили...
Выполнение теста «Светофор» - красный-желтый-зеленый.
Тренажер.
8 мин
11
Домашнее задание. Индивидуальное на карточках . Обучающиеся сами выбирают задание, в соответствии со степенью усвоения материала (на «5», «4», «3» )
1 мин