kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматические нормы русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация поможет подготовиться к заданию 6 ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматические нормы русского языка.»

Задание №6  (грамматические нормы) Учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №51 г. Комсомольска-на-Амуре Скоморохова Наталья Андреевна

Задание №6 (грамматические нормы)

Учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №51 г. Комсомольска-на-Амуре

Скоморохова Наталья Андреевна

Задание №6. Грамматические нормы. Задание содержит различные грамматические ошибки, состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.

Задание №6. Грамматические нормы.

Задание содержит различные грамматические ошибки, состоящие в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.

Нарушения в употреблении форм существительных

Нарушения в употреблении форм существительных

  • неправильное образование форм множественного числа
  • неправильный вариант формы рода
  • неверное образование падежных форм
ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных и наречий ; неправильное образование местоименных форм ; ошибки в склонении числительных ;
  • ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных и наречий ;
  • неправильное образование местоименных форм ;
  • ошибки в склонении числительных ;
Неправильное образование глагольных форм.

Неправильное образование глагольных форм.

  • ошибки в образовании личных форм глаголов;
  • неверное образование видовых форм глаголов;
  • неверное образование возвратных форм глагола;
  • ошибки при образовании деепричастий;
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НЕЛЕПЕЙШИЙ взгляд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОНОВ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году ВКУСНЕЕ торта       МАКАРОН 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ взгляд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

МАКАРОН

6

Алгоритм работы. 6. Запишите исправленную форму слова, соблюдая правила орфографии. 5. Исправьте ошибку. 4. Примените соответствующее орфографическое правило. 3. Квалифицируйте ошибку. 2. Определите, к какой части речи относится слово.  1. Поставьте ударение в словах .

Алгоритм работы.

6. Запишите исправленную форму слова, соблюдая правила орфографии.

5. Исправьте ошибку.

4. Примените соответствующее орфографическое правило.

3. Квалифицируйте ошибку.

2. Определите, к какой части речи относится слово.

1. Поставьте ударение в словах .

Вид ошибки. 1. Ошибочное словообразование . Трудолю бим ый, над смехаться, под скользнуться, под стричься, под черк. Исправление:  трудо любив ый, на смехаться (поднять на смех), по скользнуться, по стричь, по черк. НО! под черкнуть

Вид ошибки.

1. Ошибочное словообразование .

Трудолю бим ый, над смехаться, под скользнуться, под стричься, под черк.

Исправление:

трудо любив ый, на смехаться (поднять на смех), по скользнуться, по стричь, по черк.

НО! под черкнуть

Вид ошибки. 2. Ошибочное образование формы существительного . Многие чуд а техники. Не хватает врем я . Исправление:   Многие чуд еса техники.  Не хватает врем ени .

Вид ошибки.

2. Ошибочное образование формы существительного .

Многие чуд а техники.

Не хватает врем я .

Исправление:

Многие чуд еса техники.

Не хватает врем ени .

Вид ошибки. 3. Ошибочное образование формы прилагательного . Более интересн ее Красив ше Исправление:   Бол ее интересно  Красив ее

Вид ошибки.

3. Ошибочное образование формы прилагательного .

Более интересн ее

Красив ше

Исправление:

Бол ее интересно

Красив ее

Вид ошибки. 4. Ошибочное образование формы числительного . С пятистами рублями  Исправление:   с пятьюстами рублями

Вид ошибки.

4. Ошибочное образование формы числительного .

С пятистами рублями

Исправление:

с пятьюстами рублями

Вид ошибки. 5. Ошибочное образование формы местоимения . ихнего ребёнка ихи дети вокруг его Исправление:   их  ребёнка   их дети вокруг него

Вид ошибки.

5. Ошибочное образование формы местоимения .

ихнего ребёнка ихи дети

вокруг его

Исправление:

их ребёнка их дети

вокруг него

Вид ошибки. 6. Ошибочное образование формы глагола . Они ездиют, хочут. Пиша о жизни природы. Исправление: Они ездят, хотят . Написав о жизни природы.

Вид ошибки.

6. Ошибочное образование формы глагола .

Они ездиют, хочут.

Пиша о жизни природы.

Исправление:

Они ездят, хотят .

Написав о жизни природы.

Одушевленные/неодушевленные. Правило: у одуш. сущ. во мн.ч. совпадает В.п и Р.п., у неодуш. совпадает В.п. и И.п. .  Различают:  лицо (человека) и лицо (=человек):    вижу лица (неодуш.)    вижу лиц (людей).

Одушевленные/неодушевленные.

Правило: у одуш. сущ. во мн.ч. совпадает

В.п и Р.п., у неодуш. совпадает В.п. и И.п. .

Различают: лицо (человека) и лицо (=человек):

вижу лица (неодуш.)

вижу лиц (людей).

Род имен существительных. Существительные общего рода обозначают качества человека : задира, забияка, плакса и т.д.. Правило: некоторые имена существительные мужского рода обозначают лиц и женского пола. Глагол ставят в женский род, прилагательное – в мужской род.  Дежурн ый врач Иванова выписал а рецепт.

Род имен существительных.

Существительные общего рода обозначают качества человека : задира, забияка, плакса и т.д..

Правило: некоторые имена существительные мужского рода обозначают лиц и женского пола. Глагол ставят в женский род, прилагательное – в мужской род.

Дежурн ый врач Иванова выписал а рецепт.

Род имён существительных . Существительные среднего рода – неодушевленные. Исключения:  дитя, чадо, лицо, божество, беспозвоночное, животное, ископаемое, млекопитающее, насекомое, ничтожество, страшилище, существо, чудовище, чудище, пресмыкающееся.

Род имён существительных .

Существительные среднего рода – неодушевленные.

Исключения: дитя, чадо, лицо, божество, беспозвоночное, животное, ископаемое, млекопитающее, насекомое, ничтожество, страшилище, существо, чудовище, чудище, пресмыкающееся.

Род неизменяемых имен существительных. Правило: слова, обозначающие неодушевлённые   предметы – средний род. Субстантивированные слова – средний род. Алиби, алОэ, боА, боржОми, декольтЕ, джерсИ, желЕ, интервьЮ, какАо, кафЕ, кЕпи, коммюникЕ, конфеттИ, крЕдо, крем-брюлЕ, лассО, менЮ, монпасьЕ, мулинЕ, палАццо, папьЕ-машЕ, парИ, пенснЕ, платО, плиссЕ, попуррИ, ревЮ, рЕгби, сАмбо, таблО, трюмО, фойЕ, харчО, хОбби, эскимО  вежливое «здравствуйте» всегдашнее «да» громкое «ура» наше завтра резкое «не хочу» Название букв: заглавное А Название нот: долгое МИ

Род неизменяемых имен существительных.

Правило: слова, обозначающие неодушевлённые предметы – средний род.

Субстантивированные словасредний род.

Алиби, алОэ, боА, боржОми, декольтЕ, джерсИ, желЕ, интервьЮ, какАо, кафЕ, кЕпи, коммюникЕ, конфеттИ, крЕдо, крем-брюлЕ, лассО, менЮ, монпасьЕ, мулинЕ, палАццо, папьЕ-машЕ, парИ, пенснЕ, платО, плиссЕ, попуррИ, ревЮ, рЕгби, сАмбо, таблО, трюмО, фойЕ, харчО, хОбби, эскимО

вежливое «здравствуйте»

всегдашнее «да»

громкое «ура»

наше завтра

резкое «не хочу»

Название букв: заглавное А

Название нот: долгое МИ

Род неизменяемых имен существительных. Мужской род. Мужской род. Слова, обозначающие лиц мужского пола (атташЕ, дЕнди, импресАрио,конферансьЕ, маЭстро, нЕдоросль, рантьЕ, рЕфери). Слова. Обозначающие животных, птиц (какадУ, кенгурУ, колИбри +ж.р, фламИнго, шимпанзЕ) Исключения (влияние родового понятия): Бри (сыр), га (гектар), кофе (доп.с.р.), пенАльти (удар), сирОкко (ветер), сулугУни (сыр) шИмми (танец), бенгАли, урдУ (язык).

Род неизменяемых имен существительных.

Мужской род.

Мужской род.

  • Слова, обозначающие лиц мужского пола (атташЕ, дЕнди, импресАрио,конферансьЕ, маЭстро, нЕдоросль, рантьЕ, рЕфери).
  • Слова. Обозначающие животных, птиц (какадУ, кенгурУ, колИбри +ж.р, фламИнго, шимпанзЕ)

Исключения (влияние родового понятия):

Бри (сыр), га (гектар), кофе (доп.с.р.), пенАльти (удар), сирОкко (ветер), сулугУни (сыр) шИмми (танец), бенгАли, урдУ (язык).

Географические названия  названия органов печати. Тбилиси, Эри, Капри, Миссисипи, Юнгфрау, «Фигаро», «Таймс». Солнечн ый Тбилиси ( город ), живописн ый Капри ( остров ), полноводн ое Эри ( озеро ), глубок ая Миссисипи ( река ), высок ая Юнгфрау ( гора ), «Фигаро» напечата л ( журнал ), «Таймс» опубликовал а ( газета ) Правило: Род определяется по нарицательному существительному, выступающему в роли родового понятия, или по главному слову словосочетания.

Географические названия названия органов печати.

Тбилиси, Эри, Капри, Миссисипи, Юнгфрау, «Фигаро», «Таймс».

Солнечн ый Тбилиси ( город ), живописн ый Капри ( остров ), полноводн ое Эри ( озеро ), глубок ая Миссисипи ( река ), высок ая Юнгфрау ( гора ), «Фигаро» напечата л ( журнал ), «Таймс» опубликовал а ( газета )

Правило:

Род определяется по нарицательному существительному, выступающему в роли родового понятия, или по главному слову словосочетания.

Аббревиатуры и сложные слова. Род определяется по главному слову. местн ое сельпо ( сельское потребительское общество ), МГУ празднова л (Московский государственный университет ), РТС отремонтировал а (ремонтно-техническая станция )

Аббревиатуры и сложные слова.

Род определяется по главному слову.

местн ое сельпо ( сельское потребительское общество ), МГУ празднова л (Московский государственный университет ), РТС отремонтировал а (ремонтно-техническая станция )

Задание: с данными словами составьте словосочетания, помогающие показать род имён существительных.  Кафель, коростель, прошлое, плетень, тюль, вяз, вязь, ладья, врач, контролёр, лошадь, шампунь, вуаль, мозоль, плакса, молодец, Соня, соня, сливки, визави, жюри, рефери, безе, леди, пальто, па, ножницы.

Задание: с данными словами составьте словосочетания, помогающие показать род имён существительных.

Кафель, коростель, прошлое, плетень, тюль, вяз, вязь, ладья, врач, контролёр, лошадь, шампунь, вуаль, мозоль, плакса, молодец, Соня, соня, сливки, визави, жюри, рефери, безе, леди, пальто, па, ножницы.

Задание: запишите сочетания слов, выбрав нужную форму согласуемого с существительным слова. Укажите род существительного.  Наш… пари, (она) детск… врач, (она) больш… умница, (он) так… неряха, стареньк… ружьишко, модн… кутюрье, нов… сари, ООН принял… решение, нью-йоркск… авеню, решающ… пенальти, единственн… евро, местн… кюре, маленьк… киви.

Задание: запишите сочетания слов, выбрав нужную форму согласуемого с существительным слова. Укажите род существительного.

Наш… пари, (она) детск… врач, (она) больш… умница, (он) так… неряха, стареньк… ружьишко, модн… кутюрье, нов… сари, ООН принял… решение, нью-йоркск… авеню, решающ… пенальти, единственн… евро, местн… кюре, маленьк… киви.

Особенности окончаний существительных. Существительные на -МЯ Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя + путь ПРАВИЛО : в косвенных падежах суффикс  -ЕН плам ЕН и

Особенности окончаний существительных.

Существительные на -МЯ

Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя + путь

ПРАВИЛО : в косвенных падежах суффикс

-ЕН

плам ЕН и

Множественное число И.п. -А/-Я -И/-Ы бухгАлтер ы адрес а  прожектор а воз Ы (=прожекторы) вОр ы вексел я вЫбор ы вензел я герб Ы директор а гОд ы доктор а гОспитал и инженЕр ы кител я инспЕктор ы кружев а кучер а кАбел и мастер а кожух И профессор а кОпн ы сорт а лЕктор ы сторож а маляр Ы шелк а мЕсяц ы офицЕр ы Очеред и плОскост и пОдпис и пОлис ы (мед.) пОлюс ы (геол.) пОхорон ы пОчерк и приз Ы прОстын и редАктор ы сажЕн и скИрд ы столяр Ы тОрт ы трЕрер ы шофёр Ы

Множественное число И.п.

-А/-Я

-И/-Ы

бухгАлтер ы

адрес а

прожектор а

воз Ы

(=прожекторы)

вОр ы

вексел я

вЫбор ы

вензел я

герб Ы

директор а

гОд ы

доктор а

гОспитал и

инженЕр ы

кител я

инспЕктор ы

кружев а

кучер а

кАбел и

мастер а

кожух И

профессор а

кОпн ы

сорт а

лЕктор ы

сторож а

маляр Ы

шелк а

мЕсяц ы

офицЕр ы

Очеред и

плОскост и

пОдпис и

пОлис ы (мед.)

пОлюс ы (геол.)

пОхорон ы

пОчерк и

приз Ы

прОстын и

редАктор ы

сажЕн и

скИрд ы

столяр Ы

тОрт ы

трЕрер ы

шофёр Ы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматические нормы русского языка.

Автор: Скоморохова Наталья Андреевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическое пособие "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы русского языка""
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskoieposobiiegotovimsiakiegeporusskomuiazykugrammatichieskiienormyrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457630018"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "урок русского языка "Однородные подлежащие" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-odnorodnyie-podliezhashchiie"
    ["file_id"] => string(6) "221411"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435255731"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Контрольная работа по русскому языку для 10-11 класса. Современные нормы русского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_dlia_10_11_klassa_sovremennye_normy_russko"
    ["file_id"] => string(6) "604519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1649596028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Презентация для урока русского языка в 11 классе "Простое предложение как единица синтаксиса""
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia_dlia_uroka_russkogho_iazyka_v_11_klassie_prostoie_priedlozhieniie_kak_iedinitsa_sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "346391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1475047844"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Грамматические нормы русского языка"
    ["seo_title"] => string(39) "grammatichieskiie_normy_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "347365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1475567506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства