ЕГЭ - 2016
Задание № 7 Грамматические нормы русского языка
Ермолаева Кристина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия «Гармония»
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Содержание
- Теоретический блок
- Практический блок:
- Тренировочный КИМ Интернет-КИМ Контрольный КИМ
- Тренировочный КИМ Интернет-КИМ Контрольный КИМ
- Тренировочный КИМ
- Интернет-КИМ
- Контрольный КИМ
- Оценочный блок
Теоретический блок. Грамматические ошибки
№
Ошибка
1
Пример (НЕЛЬЗЯ!)
2
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ ИМИ ся джазом.
Пример (ПРАВИЛЬНО!)
3
Нарушение управления
Я знаком с группой ребят ,( каких? ) серьезно увлекающ ИХ ся джазом.
ЗА молодежьЮ принадлежит будущее.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
МолодежИ (кому?) принадлежит будущее.
Большинство возражалИ против такой оценки его творчества.
Большинство (что делало?) возражалО против такой оценки его творчества.
Теоретический блок. Грамматические ошибки
№
Ошибка
4
5
Нарушение способа выражения сказуемого
Пример (НЕЛЬЗЯ!)
Пример
Он написал книгу, которая эпопЕЯ.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом .
Он написал книгу, которая является эпопЕЕЙ.
(ПРАВИЛЬНО!)
Все были рады, счастливы и веселЫЕ.
Все были (каковы?) рады, счастливы и веселЫ.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Страна любила (кого?) ПОЭТА и гордилась (кем?) ИМ .
В сочинении я хотел сказать (о чем?) о значении спорта и (о чем?) причинах моей любви к нему.
Теоретический блок. Грамматические ошибки
№
Ошибка
6
Пример (НЕЛЬЗЯ!)
7
Ошибки в построении предложения с ДО
Читая текст, возникает такое чувство…
Пример
Ошибки в построении предложения с ПО
8
(ПРАВИЛЬНО!)
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении простого и СП
Когда я читаю текст, возникает такое чувство
Узкая дорожка была покрыта (чем?) снегом, (каким?) проваливающимся под ногами.
Мне показалось то, что это сон.
Мне показалось (что?) , что это сон.
Теоретический блок. Грамматические ошибки
№
Ошибка
9
Пример (НЕЛЬЗЯ!)
10
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что Я не согласен с мнением многих.
Пример
Нарушение границ предложения
11
(ПРАВИЛЬНО!)
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Автор сказал, что ОН не согласен с мнением многих.
Когда герой опомнился, было уже поздно.
Замирает на мгновенье сердце и вдруг застучит вновь.
Замрёт (что Сделает? Сов. вид) на мгновенье сердце и вдруг застучит (что Сделает? Сов. вид) вновь.
Грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим
№
ПРАВИЛО!
1.1
Пример (ПРАВИЛЬНО!)
1.2
П.: числит.+ сущ.
С.: в единственном числе, если обозначается нечто целое
П.: числит.+ сущ.
Прошло пять минут.
2.
С.: во множественном числе, если каждое лицо действует самостоятельно
Отмерено два метра.
Две машины разъехались в разные стороны.
П.: числит. на «ОДИН»
Обе подруги переглянулись .
С.: в единственном числе
Вокруг каждого стола садилось пять человек.
Двадцать ОДИН человек поступил на этот факультет.
Грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим
№
ПРАВИЛО!
3.1
П.: мест. во мн. ч. + числит.+ сущ.
3.2
Пример (ПРАВИЛЬНО!)
С.: во множественном числе
Все пять недель пролетели незаметно.
П.: прил. во мн. ч. + числит.+ сущ.
4.1
4.2
Две прелестные девочки одинаково присели.
С.: во множественном числе
П.: собирательное числительное
С.: во множественном числе
Трое бегут , а двое догоняют.
П.: собирательное числительное + сущ.
С.: во множественном числе
Пятеро мальчиков участвовали в турнире.
Грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим
№
ПРАВИЛО!
5
П.: сущ. с собирательным и количественным значением
6.1
Пример (ПРАВИЛЬНО!)
6.2
С.: во единственном числе
Студенчество возражает.
П.: сущ. в Им. п. + сущ. в Т. п.
7.
Мать с дочерью вернулИсь из города. (дочь взрослая)
П.: сущ. в Им. п. + сущ. в Т. п.
Большинство проголосовало.
С.: во множественном числе (равенство обоих лиц)
С.: во единственном числе (одно лицо зависит от др.)
Мать с дочерью вернулАсь из города. (дочь маленькая)
П.: несклоняемое слово, аббревиатура.
С.: согласуется с гл. словом.
МГУ (университет) праздновал юбилей
Грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим
№
ПРАВИЛО!
8
9.1
П.: сложное слово
Пример (ПРАВИЛЬНО!)
9.2
П.: сущ. со значением числа
Кафе -столовая открытО с девяти часов утра.
С.: согласуется с гл. словом
С.: в ед. ч. , если обозначает нечто целое
Тройка самолетов устремилась вперед.
10
П.: сущ. со значением числа
С.: во мн. ч. , если каждое лицо действует самостоятельно
Сотня участников разбежались в стороны.
П.: сущ. с первой частью ПОЛ
11
С.: в ед. ч. (ср. р.)
Полгорода встречало знаменитость
П.: мест. КТО,НЕКТО,КТО_ТО, НИКТО
С.: в ед. ч. (м. р.)
Никто не выступил лучше.
Теоретический блок.
Составные союзы
- Не только…., но и Как…, так и Не так…., как Хотя и …., но Не столько…, сколько
- Не только…., но и
- Как…, так и
- Не так…., как
- Хотя и …., но
- Не столько…, сколько
В составных союзах первая и вторая часть должны строго соответствовать друг другу и относиться к однородным членам предложения.
ПРАВИЛЬНО: Путешественники восхищались красотой НЕ ТОЛЬКО тайги, НО И рек и озер.
НЕЛЬЗЯ: Путешественники восхищались красотой НЕ ТОЛЬКО тайги, НО ТАКЖЕ рек и озер.
Теоретический блок. Предлоги
Некоторые предлоги сочетаются только с определенными падежами или участвуют в управлении существительными, требующем постановки их в определенном падеже.
ПРАВИЛЬНО: Студенты занимались согласно расписанию тренировок
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДЛОГИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
ПО + сущ. в В.П. (значение завершения действия)
Производные предлоги +
По окончанИИ курсов
сущ. в Д.п.
По возвращенИИ из поездки
Благодаря старанИЮ
Согласно распоряженИЮ
По прибытИИ поезда
По предъявленИИ документа
Вопреки запрещенИЮ
По приездЕ гостей
Навстречу счастИЮ
Наперекор обстоятельствАМ
Видеоурок «Грамматические ошибки»
Теоретический блок. Предлоги
Распространенная ошибка - употребление антонимичных предлогов В - ИЗ; НА – С при обозначении пространственных отношений
В
ИЗ
ВНУТРЬ ЧЕГО-НИБУДЬ:
Пойти В школу
ИЗНУТРИ ЧЕГО-НИБУДЬ:
НА
Вернуться ИЗ школы, из института
С
Указывает на пространство, В пределах которого происходит действие:
НА военной службе
Указывает на направление движения ОТ чего-либо:
НЕЛЬЗЯ: со школы, с института
Вернуться С работы
Практический блок
Тренировочный КИМ № 7
Задание № 1
А
5
Б
В
9
3
Г
Д
2
1
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –«испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
приложением
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Задание № 2
А
6
Б
В
5
4
Г
Д
2
8
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Решая задачу, ему было трудно.
3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.
8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.
9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.
Задание № 3
А
5
Б
В
1
9
Г
Д
4
8
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские.
3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.
6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары.
7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.
8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.
9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.
Задание № 4
А
1
Б
В
5
6
Г
Д
3
4
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.
3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
4) Близких нужно любить и заботиться.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) Там нарисовано деревня, река и лес.
6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.
7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.
8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции
9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.
Задание № 5
А
6
Б
В
7
5
Г
Д
2
3
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.
3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.
6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.
9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.
Задание № 6
А
1
Б
В
4
3
Г
Д
2
7
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.
3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания
6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.
7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.
9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.
Задание № 7
А
5
Б
В
8
3
Г
Д
9
4
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость.
3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом).
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается.
6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам.
7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух
8) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.
9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.
Задание № 8
А
6
Б
В
8
4
Г
Д
2
7
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи).
3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно.
6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.
7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага…
8) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.
9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.
Задание № 9
А
2
Б
В
6
1
Г
Д
8
3
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1 ) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.
3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.
6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».
7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.
8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.
9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.
Задание № 10
А
8
Б
В
2
6
Г
Д
5
1
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1 ) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка.
3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности.
6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.
7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди.
8) Режиссер Вера Сторожева рассказала, что в жизни мне часто везёт. Какая она счастливая!
9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны.
Задание № 11
А
3
Б
В
4
2
Г
Д
8
9
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.
3) Близких нужно любить и заботиться.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».
6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.
7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.
8) Озеро Байкал глубок и полноводен.
9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.
Практический блок
Интернет- КИМ № 7
Интернет- КИМ № 7
- Незнайка здесь Решу ЕГЭ – тренировочный КИМ здесь Решу ЕГЭ – контрольный КИМ здесь Капканы ЕГЭ – вариант № 1 здесь
- Незнайка здесь
- Решу ЕГЭ – тренировочный КИМ здесь
- Решу ЕГЭ – контрольный КИМ здесь
- Капканы ЕГЭ – вариант № 1 здесь
Практический блок
Контрольный КИМ № 7
Задание № 1
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
2) Их было всего четыре, но с ними, со всеми четверыми, наша компания могла уже справиться довольно легко.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.
Д) ошибка в употреблении имени числительного
4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.
6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.
7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».
8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.
9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.
Задание № 2
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.
Задание № 3
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1) 18 марта 1930-го года писатель собственными руками бросил в печь черновик романа; к этому поступку Булгакова побудило известие о том, что его пьеса под названием «Кабала святош» была запрещена к постановке.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2) Провожая взглядом осенний караван журавлей, деду Семёну всегда становилось грустно.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Ради экранизации «Мастера и Маргариты» был создан настоящий архитектурный ансамбль, детально воспроизводивший интерьеры дворца Ирода в Ершалаиме.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
4) Печально прославили произведение «Мастер и Маргарита» умершие актеры – полный список загадочно ушедших из жизни исполнителей включает в себя 17 имён.
5)Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга
6) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке.
7) Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города».
8) По возвращению из Стамбула Николай с особенным вдохновением взялся за работу.
9) В первой рукописи, которую Булгаков сжёг, приметам дьявола посвящено целых пятнадцать рукописных страниц
Задание № 4
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами.
1) По длине—три тысячи шестьсот восемьдесят километров—Волга занимает первое место среди рек Европы.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью.
2) Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать двое суток.
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
3) Сад отцветал, осыпАлся, но зато продолжал буйно густеть и темнеть.
Д) ошибка в употреблении имени числительного
4) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.
5) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью.
6) Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, nрижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.
7) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день».
8) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
9) Затем я встретил бабушку, и она сказала мне, что скоро у меня будет новый отец.
Задание № 5
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.
Г) ошибка в построении сложного предложения
3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.
5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.
8) Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города».
9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.
Задание № 6
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры.
Д) ошибка в построении сложного предложения
4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.
5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.
7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
8) Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст.
9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
Задание № 7
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
2) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
3) Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальным обстоятельствам.
Д) ошибка в употреблении имени числительного
4) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".
5) Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь определёнными правилами.
6) Тем, кто играет на фортепиано, известны имена великих пианистов.
7) Настя спросила, что приедут они к нам.
8) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
9) Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в обе смены.
Задание № 8
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
2) Идя вдоль берега, оказалось, что все удобные для рыбалки места заняты.
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
3) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
5) Одной из черт, свойственных Антону Павловичу Чехову, была его непосредственность.
6) Совершенствуя технику чтения, не забывайте о правильной интонации.
7) Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе.
8) Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.
9) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
Задание № 9
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери.
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег».
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
3) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.
Д) ошибка в употреблении имени числительного
4) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца».
5) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе.
6) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом.
7) Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход.
8) Все, кого интересует проблема экологии, следят за публикациями в специальных изданиях.
9) В палате, куда определили отца, лежали три больных.
Задание № 10
ГРАММАТ -Е ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда.
Г) ошибка в построении сложного предложения
3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л.Н.Толстого.
5) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.
7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.
8) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру.
9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию.
Проверяем!
№ 1) 13479
№ 2) 59321
№ 3) 25678
№ 4) 54782
№ 5) 68137
№ 6) 47831
№ 7) 13479
№ 8) 14782
№ 9) 13479
№ 10)14637
Оценочный блок