Просмотр содержимого документа
«Грамматические нормы русского языка»
Уланкова Надежда Юрьевна
Рабочая программа элективного курса
«Грамматические нормы русского языка»
Пояснительная записка
Актуальность программы
На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, владеющей языковыми нормами в произношении, словоупотреблении, построении предложений. Культурный человек должен легко строить текст, пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи.
Данный курс поможет ученикам легко усвоить грамматические нормы современного русского языка.
Особенности программы
Особенностью данной программы является изучение информации, способной вызвать познавательный и практический интерес у учащихся и представляющей несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением грамматических норм означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.
Возраст учащихся и сроки реализации программы
Курс рассчитан на 34 часа в год с каждой подгруппой и предназначен для учащихся 10 класса.
Направления программы
Программа курса по выбору составлена с опорой на следующие пособия.
1. И. Голуб. Стилистика русского языка. – М.; Айрис Пресс, 2002.
2. К.С. Горбачевич. Нормы современного русского языка. – М.; Просвещение, 2001г.
3. Н.А.Сенина. Русский язык. ГИА-2012. – Ростов-на-Дону; Легион,2012.
Цель курса – научить школьников грамотному подходу к использованию языковых средств, вырабатывать лингвистическое чутьё, любовь к хорошей, правильной речи и нетерпимость к отклонениям отграмматических норм.
Задачи курса
1Пробудить интерес учеников к освоению норм русского литературного языка.
2.Формировать у учащихся навыки точного выбора слова, правильного словоупотребления.
3.Обучать умению опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения грамматических норм.
4.Обучать умению школьников работе с текстом.
5. Научить анализу текста.
6. Научить писать сочинения разных жанров.
Психологическая поддержка программы
Программа составлена с учётом особенности мышления детей 16-17 лет. Чередуются теоретические и практические формы занятий.
Пути реализации и формы организации педагогического процесса
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, а практические – в форме поисковых работ, умозаключений и выводов, самостоятельного составления упражнений, работы за компьютером.
Методическое обеспечение программы
Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств. В процессе обучения предполагается использование таких методов обучения, как лекция, беседа, тестирование, проблемное изложение учебного материала, исправление лексических, морфологических, синтаксических, стилистических ошибок. Школьники учатся опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходима литература по нормам русского языка, словари, учебно-тренировочные материалы для каждого ученика и компьютеры для практических занятий.
При составлении рабочей программы учитывались такие факторы, как
-уровень способностей учащихся;
-характер учебной мотивации; качество учебных достижений;
-образовательные потребности; возможности педагога;
-состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, 5-9 классов, которая закладывает основы образования по русскому языку.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Предметные результаты.
Учащиеся должны освоить:
- систему знаний о языке, о требованиях к грамотной, нормированной речи;