Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Сложные предложения »
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАДАНИЕ ТИПА В7
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;
отрабатывать навык выполнения задания типа В7;
систематизировать знания о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;
учить правильно определять границы главной и придаточной части.
Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной (сочинительной) связью.
Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить алгоритм
выполнения задания В7
Найдите все грамматические основы.
Выявите границы простых предложений в составе сложного.
Определите средства связи между простыми предложениями и их смысловые отношения.
Если между простыми предложениями нет союзов, а стоит только знак препинания – связь бессоюзная.
Если между простыми предложениями стоит сочинительный союз, то проверьте, не соединяет ли он однородные члены предложения.
Если союз соединяет простые предложения, то связь сочинительная.
Если между простыми предложениями стоит подчинительный союз, то связь подчинительная.
Если предложение начинается ли с подчинительного союза, то связь будет подчинительная, несмотря на то, что между простыми предложениями отсутствует союз:
Хотя погода испортилась, мы решили отправиться в путь.
В сложносочинённых предложениях встречается союз же:
Всем животным пустыни требуется влага, антилопам же хватает того, что они получают с едой.
Изъяснительные придаточные могут присоединяться при помощи
союза ли:
Меня спросили, всё ли я понял.
В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив её обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
[ Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям ] ,(5) ( что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард ) .
В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Раньше, (2) бывало, (3) он с удовольствием часами гулял по разбитому в центре города парку, (4) а в тот день, (5) вероятно, (6) заупрямился.
[ Раньше, (2) бывало, (3) он с удовольствием часами гулял по разбитому в центре города парку ] , (4) а [ в тот день, (5) вероятно, (6) заупрямился ] .
Каждое задание имеет один вариант ответа.
Вы должны устно сформулировать правильный ответ.
2. По щелчку мыши появляется правильный ответ, подтверждающий верность вашего суждения.
3. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Потом я читаю свои любимые стихи, (1) которые, (2) хотя их и нет в программе, (3) обязательной для изучения , (4) я всё-таки прочту на экзамене, (5) а сейчас хочу прочесть Мери.
Правильный ответ
1, 2, 4
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей. Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
Правильный ответ
4
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он стоит здесь, (1) наверно, (2) полчаса, (3) (поэтому все, (4) конечно, (5) догадались о его заворожённости... Кинтель попятился, (6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щёки.
Правильный ответ
3, 7
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Учительница уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу, (1) но все отказались. Венька не мог даже предположить,(2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого. Очень хорошо зная,(4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке один.
Правильный ответ
1
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И скоро началось то,(1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце,(2) что через несколько минут началась настоящая пурга,(3)вскоре перешедшая в большой буран. Узкую дорогу,(4) которая вела в село,(5) то и дело засыпало снегом,(6) а потом она и совсем пропала.
Правильный ответ
6
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда у него,(1) у Веньки,(2) будет собственный сын,(3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он изучит,(4) в чём будут ходить друзья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же джинсовку, (6) как у Петьки.
Правильный ответ
3, 4, 5
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
Правильный ответ
3
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одолённых ледником,(4) без малого триста лет назад разгорелась небывалая битва, (5) от которой, (6) как думалось Саше, (7) спасённые народы могли бы начать новое летосчисление.
Правильный ответ
5
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Приблизившись,(1) я приостановился,(2) а затем хотел было незаметно проскочить,(3) но мать,(4) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(5) помахала рукой,(6) и я,(7) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(8) подошёл к ней.
Правильный ответ
3, 6
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Повздыхав,(1) зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило,(2) по которому мама должна прийти сама вместе с тобой,(3) захватив при этом паспорт,(4) мы вылетели на волю,(5) снова ликуя и толкаясь.
Правильный ответ
2, 3
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Стиснув до побеления губы, (1) зыркая исподлобья, (2) Жека пытался отнять портреты, (3) а их перебрасывали с парты на парту, (4) передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, (5) отними!»...
Правильный ответ
3
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
О том,(1) что возьмет Генку в тайгу, (2) отец говорил не так часто, (3) и Генка ждал. И казалось Генке, (4) что там, (5) оставшись вдвоём с отцом, (6) они будут ближе друг к другу.
Правильный ответ
1, 2, 4
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы, (4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу, (7) которая лежала на его половине парты.
Правильный ответ
2
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Учился я весьма легко и быстро,(1) – продолжал свой рассказ Щепкин, - ибо едва мне сравнялось шесть лет, (3) как я уже премудрость выучил – азбуку, (4) часослов и псалтырь... Часослов и псалтырь – две церковные книги,(5) которые целиком заучивали наизусть.
Правильный ответ
1, 3, 5
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта,(1) а Вовка,(2) такая у него была почётная обязанность,(3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы. Наши били фрицев,(4) и флажки двигались каждый день. (
Правильный ответ
1, 4
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Хирург, (1) который их удалял, (2) казался мне удивительным человеком. Он причинял мне ужасную боль, (3) и я должен был бы его ненавидеть, (4) а я относился к нему прямо-таки, (5) как говорят,(6) с восхищением.
Правильный ответ
1, 2
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Хирург, (1) который их удалял, (2) казался мне удивительным человеком. Он причинял мне ужасную боль, (3) и я должен был бы его ненавидеть, (4) а я относился к нему прямо-таки, (5) как говорят,(6) с восхищением.
Правильный ответ
3, 4
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
МОЛОДЦЫ!
Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений:http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1