Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Бессоюзная и союзная связь между частями сложного предложения »
Бессоюзная и союзная связь
между частями сложного предложения
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ЦЕЛЬ УРОКА:
продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;
отрабатывать навык выполнения задания данного типа
Задание по данной теме
в КИМах формулируется
следующим образом:
Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить
алгоритм действия
Алгоритм выполнения
данного задания
Определите количество грамматических основ в предложении
Одна грамматическая
основа
Две и более
грамматических основ
предложение
простое
предложение
сложное
сложно-
сочинённое
сложно-
подчинённое
сложное
бессоюзное
Алгоритм выполнения
задания
Найди предложение, в котором
более двух грамматических основ
Установи тип связи между простыми предложениями
в составе сложного
сочинительный тип связи:
предложения
относительно
самостоятельны, связаны
союзами И, ДА(=И), НО,
ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),
А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…
подчинительная связь: от
главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,
КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …
бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу
Бессоюзное сложное предложение
,
[ ] , [ ].
(перечисление фактов)
[ ] ; [ ].
(перечисление фактов, предложения распространены, осложнены)
Весело и беззаботно поют птицы , порхают бабочки.
Кусты орешника разрослись по берегам ручья ; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы.
;
:
[ ] : [ причина ].
(потому что)
Осень Павел не любил : она приносила ему страдания.
—
[ ] : [ пояснение ].
(а именно)
Через некоторое время слышим : чибисы кричат во всё горло.
[ ] : [ дополнение ]
(и увидел, и услышал, и почувствовал)
[ → ] — [ ← ].
а, но
(противопост.)
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Я поднял глаза : надо мной радостно сияло безоблачное небо.
[ ] : [ дополнение ].
(как, что)
[ время, условие ] — [ ].
(когда, если)
[ ] — [ вывод (так что) ].
Вдруг Павел почувствовал : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
Настанет утро – двинемся в путь.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
[ ] — [ ].
быстрая
смена
событий
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Сложносочинённое предложение
[ ] , сочинительный союз [ ].
[ Упали две-три крупные капли дождя ] , и [ вдруг блеснула молния ] .
[ Лишь ивол ги кричат ] , да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ] .
То [ солнце тусклое блестит ] , то [ туча чёрная висит ] .
Не то [ светало, не то [ темнело ] .
Сочинительные союзы
Соединительные
Противительные
И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и
Разделительные
А, но, да(но), зато, однако, же и др.
Или, либо, то..., то..., не то..., не то...
Сложноподчинённое предложение
[ ] , ( подчинительный союз …) .
( Подчинительный союз …) , [ ] .
[… ,( подчинительный союз …) , … ] .
[ Я вернулся в город ] , ( гдепрошло моё детство ).
Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени?
[Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растёт на плодородной почве). [ ], (как …).
Зачем? С какой целью? Для чего?
Условия
[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).
[ ], (как …).
Причины
При каком условии
[Всякое дело надо любить], (чтобы хорошо его делать). [ ], (чтобы …).
Почему? Отчего?
По какой причине?
[Куплю новый телефон], (если будут деньги).
[ ], (если …).
Следствия
[Я не пришёл в школу], (потому что заболел).
[ ], (потому что …).
Что из этого следует
Уступки
Несмотря на что? Вопреки всему?
[Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело высокие). [ ], (так что).
[ Мы вышли на прогулку], (хотя шёл дождик).
Инструкция по работе
с учебным тренажёром
Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.
2. Если вы выбрали правильный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).
3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).
4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.
+
1
2
3
4
5
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.
1
2
3
4
5
+
6
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было .
1
+
2
3
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...
1
2
+
3
4
+
5
14
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту.(4)И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.
1
2
3
4
5
+
6
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.
1
2
+
3
4
5
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды.(3)Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.
1
2
3
4
+
5
6
7
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.
2
1
+
3
4
5
6
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (….. Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
1
2
3
4
+
5
19
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.
1
2
3
+
5
4
1
20
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
+
1
2
3
4
5
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?
– Нет, не дам: это подарок.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:
– Не дашь, значит, самосвал?
И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
3
1
2
+
4
+
6
+
5
+
7
+
8
+
10
+
9
22
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47.. Таня! Загляни в шкатулку!
– Нету, – тихо сказала Таня. – Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
1
3
2
5
4
6
7
+
8
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4… Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
1
2
+
4
3
+
5
Оцените свою работу
на уроке
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫ
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Всем
спасибо
за работу!
Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений:http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3