Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»
Главные члены предложения
Урок русского языка в5классе
Учитель русского языка и литературы
Сулейменова Алия Ерузаковна
Цели урока:
Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения.
Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
Задачи урока:
Систематизировать знания и умения нахождения главных членов в простом предложении, их места и значения в устной и письменной речи;
Развитие связной письменной речи на основе работы с текстом, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;
Задачи урока:
Коррекционно-развивающая: развитие мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения.
Развивать речь, память, внимание учащихся.
Воспитывать вежливость, культуру диалога, интерес к учебе, предмету.
Тип урока:
Комбинированный.Изучение нового материала.
Вид урока:
Урок –путешествие.
Формы работы учащихся:
Коллективная, самостоятельная работы, работа с учебником, работа в тетрадях, работа со слайдами.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, слайды, учебник.
“Мозговая атака”
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Какие члены предложения вы знаете?
Что возьмём с собой в дорогу?
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что делал предмет? или что будет делать предмет?
Запомни!
Слова я, ты, он (она), мы, вы, они
в предложении являются подлежащим.
Цель поездки:
Познакомиться с главными членами предложения, научиться находить их в предложении.
Задачи:
Какие члены предложения называются главными и почему?
Сколько их? Как найти?
Чем отличается один главный член предложения от другого?
Гипотеза:известно, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа слова, значит, у предложения тоже есть своя основа.
Метод исследования: наблюдение и анализ
Объект исследования: предложение
Составьте предложения. Запишите в тетрадь.
Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
Мальчики, снежки, в.
Кошка, нос, моет, снегом.
Проверь себя!
Девочка легко съехала с горы на
лыжах.
Мальчики играют в снежки.
Подумай!
А почему без вставленных слов не получались предложения?
Вывод :
Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль , а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения .
Ответь!
Сколько их? Чем они отличаются?
Скажи-ка!
А почему одной чертой ты подчеркнул слово кошка , а не нос ? Оно ведь отвечает на вопрос что? Разве оно не подлежащее? Как быть, если два слова отвечают на вопрос что?
Помни!
Слово в винительном падеже часто хочет выдать себя за подлежащее! Чтобы не попасть в его ловушку, используй совет:
Кто? Что? Кого? Что?
Им.п. Вин.п.
Главные члены
предложения
Подлежащее
Сказуемое
___________________
Подумай!
Найдите главные члены предложения.
Мама купила билеты в кино. Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю.
Мама купила билеты в кино.
Дует холодный северный ветер.
Белые снежинки падают на землю.
Ура! Мы открыли секрет предложения!
Подлежащее и сказуемое создают основу предложения.
Музыка в лесу
Проверь себя!
Упр.404 Спишите, вставляя подходящее по смыслу глаголы. Подчеркните подлежащее и сказуемое. В каком времени употреблены глаголы, которые вы вставили в предложения? Обозначьте время.
Звуки весны
Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько … мышь. …, стукнулся о берёзу и грузно упал жук. На макушке берёзы громко … кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб, … дикий голубь. На закате солнца страшно … в лесу филин.
(По И.Соколову-Микитову)
Слова для справок: прогудел, воркует, пискнула, ухает, кукует.
Словарная работа
Флейта - деревянный музыкальный инструмент высокого тона.
Словарная работа
Фагот – музыкальный деревянный инструмент низкого тона.
Словарная работа
Сойка – пестрая лесная птица.
Проверь себя!
Упр.407 Спишите предложения, в которых подлежащее выражено личным местоимением.
Мы шли в лесу по нашей тропинке.
Мы увидели много рыжеватых соек.
Мы стали слушать лесную музыку.
С тревожным криком они разлетелись.
Игра.«Волшебныепревращения».
Травка блестит.
Солнышко летит.
Ласточка зеленеет.
Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте прочитаем тему нашего урока. Что же вы вспомнили и узнали нового на этом уроке?