•1. Познакомить учащихся со значением приставок ПРЕ- и ПРИ-, изучить особенности их написания.
•2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе
.•Для подготовки урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре и При. Урок начинается с того, что учитель сообщает детям о полученной накануне телеграмме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (6 кл.) »
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (6 кл.)
Учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ с. Иран
Козаева Франгиза Викторовна
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся со значением приставок ПРЕ- и ПРИ-, изучить особенности их написания.
2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы:
репродуктивный, исследовательский;
слово учителя,
выразительное чтение,
задания исследовательского характера.
Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре и При, плакат – схема о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.
Ход урока
Для подготовки урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре и При. Урок начинается с того, что учитель сообщает детям о полученной накануне телеграмме.
Учитель: Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача, видно с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы.
(Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся
читают ее.)
Учитель:
Сегодня утром на имя нашего класса
пришла телеграмма. Только вот
незадача, видно с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы.
(Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее.)
Пр…бываем во Владикавказ на поезде, пр…ходящем ровно в 8.00 на пр…городный вокзал. В 9.30, если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
Пр…клоняем колени, с пламенным пр…ветом,
приставки Пре и При
Учитель: А который час? (Смотрит на часы) С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собрались поговорить о правописании приставок Пре- и При-, и, наверное, решили помочь.
(Стук в дверь, заходят Пре и При)
Пре: Здравствуйте, ребята!
При: Приветствуем вас всех!
Учитель: Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.
(Пре и При проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.)
Пре: Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок Пре- и При-.
При: Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут.
Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель: Это вы хорошо придумали. Ну что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к Приставкам) продолжите.
(Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу, Пре и При могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу, активизируя внимание учащихся на себе.)
Учитель:
Прекрасная погода, приятели мои,
Два неразлучных друга
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Пришли гулять на площадь,
Где вместо до зари
Прекрасно отдыхали ПРЕ- и ПРИ-
При:
ПРЕ- парень преспокойный
И презабавный ПРЕ,
Пре:
А ПРИ- приятель скромный,
Придворный паж, поэт.
При:
Коль на пути преграда, не унывай ПРЕ,
Преодолеет сразу.
Где ПРЕ- всегда успех.
Пре:
А ПРИ спешить не будет,
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет,
Приставит стул и прыг…
При: ПРЕ чуть преувеличить.
Пре: ПРИ приуменьшить рад.
При: ПРЕ прерывает песню.
Пре: ПРИ припевает в лад.
Учитель:
Такие вот ребята
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки ПРЕ-и ПРИ-.
Учитель: Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике. (Зачитывают правило правописания приставок.)
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-).
Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е ( это приставка ПРЕ-)
Учитель: А сейчас посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично изображено правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ-.)
Давайте дополним этот плакат вашими примерами. (Учащиеся называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где ПРЕ- и ПРИ- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т.д.)
Пре: (тянет руку) А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие).
При: Все очень просто. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант, поднимите руку, - это команда Пре, а второй вариант – моя команда, приставки При. Игра чем-то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
Пре: Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача – расставить буквы по своим местам.
При: Каждая команда из списка слов должна найти свое слово и вписать в найденное слово нужную букву (И или Е). Если это каманда приставки ПРЕ, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда ПРИ ищет соответственно слова с приставкой ПРИ.
Пре: Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно?
(Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не подсказывают (!!!), а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой.
Учитель: Мне эта игра напоминает о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли. Вы, наверное, таким образом хотели поиграть с ребятами? Ну что ж, мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор. (Учащиеся выполняют задание, Пре и При помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.)
При:Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. Ну а нам пора!
Пре:Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
ПАМЯТКА
Преодолеть преграду, не преступить закон,
В прекрасную погоду прервать прескверный сон
Предобро улыбнуться иль преградить пути,
Здесь мы везде напишем приставку … (все вместе) ПРЕ-.
При:А ПРИ-
Приблизим и приклеим, приставим и пришьем,чуть выше приподнимем и новизны внесем,
Немного приуменьшим, севсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку и сядем отдохнем.
Учитель:
Спасибо вам, друзья.
Нам это очень пригодится.
Интересно было с вами общаться.
Ребята, а вам понравилось?
(Прощаются с Приставками, записывают домашнее задание.)