Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках пре- и при-.»
Гласные в приставках пре- и при-.
Повторим пройденное.
1) Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. 2) Берёзка вся золотая, красиво рису-ется на голубом небе. 3) Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.4)Как прекрасен лес поздней осенью! (По И. С. Тургеневу)
А 1. Можно ли данную запись назвать текстом? Докажите своё мнение.
1) Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. 2) Берёзка вся золотая, красиво рису-ется на голубом небе. 3) Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.4)Как прекрасен лес поздней осенью! (По И. С. Тургеневу)
А 2. Какой троп использует автор в 1 предложе-нии, рисуя осень ? а) метафору; б) сравнение; в) эпитет.
1) Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. 2) Берёзка вся золотая, красиво рису-ется на голубом небе. 3) Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.4)Как прекрасен лес поздней осенью! (По И. С. Тургеневу)
А 3. Найдите в 2 предложении слово(-а), образованное(-ые) суффиксальным способом.
1) Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. 2) Берёзка вся золотая, красиво рису-ется на голубом небе. 3) Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.4)Как прекрасен лес поздней осенью! (По И. С. Тургеневу)
А 4. Найдите в 1 предложении слово, которое соответствует схеме: корень + суффикс + окончание.
1) Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. 2) Берёзка вся золотая, красиво рису-ется на голубом небе. 3) Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.4)Как прекрасен лес поздней осенью! (По И. С. Тургеневу)
А 5. В каком слове 4 предложения приставка близка по значению наречию очень ?
Цель урока:
1. Познакомиться с правописанием приставок пре- и при-. 2. Научиться узнавать приставки, определять их правильное написание в зависимости от значения.
Пр…красная музыка, пр…близиться к другу, пр…вокзальная площадь, пр…бить к стене, неохотно пр…встать, высокая пр…града.
Приставки
ПРИ-
1. Близость (прибреж- ный, приусадебный ).
2. Приближение
( прилететь, приехать ).
3. Присоединение
( прилепить, пришить ).
4. Неполное действие
( прилечь, присесть ).
ПРЕ-
1. = пере
( преграда, прервать )
2. = очень
( презлой, премилый )
Физминутка
Вторичное закрепление
Уровень А. Запишите в 1 столбик слова, в которых пишется приставка пре-, а во 2 – при-. Графически выделите орфограмму.
1.Пр…колоть к доске. 2. Пр…встать с места. 3. Пр…неприятный разговор. 4.Пр..ехать к бабушке. 5. Пр..ступление и наказание. 6. Пр…забавный ребенок. 7. Пр…остановить движение. 8. Пр…морский парк.
Вторичное закрепление
Уровень Б. Замените обороты словами с приставками пре- и при-, графически выделите орфограмму.
Очень неприятный; находящийся возле школы; лечь ненадолго; нарушение закона; немного открыть; добежать до конечного пункта; присоединить при помощи клея; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение.
Вторичное закрепление
Уровень В . Напишите связный текст по картине, используя слова : пр…шла, пр…образила, пр…нарядились, пр…- оделись, пр…красная . Выделите орфограмму графически. .
Подведём итоги. 1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»: 1) преобразить; 2) прибрежный; 3) преступник; 4) прикрывать.
Ответ: 4) прикрывать
Подведём итоги. 2. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) прислушивался; 2) пререкаться; 3) присесть; 4) прилетевший.
Ответ: 4) прилетевший
Подведём итоги. 3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «высшая степень качества, = очень»? 1) прилететь; 2) притопывая; 3) премиленький; 4) пререкаться.
Ответ: 3) премиленький
Подведём итоги. 4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «пере-»? 1) прерывать; 2) преспокойно; 3) преинтересный; 4) преобразить.
Ответ : 1) прерывать
Подведём итоги. 5. В каком слове правописание приставки определяется её значением –«близость»? 1) приглушённо; 2) прибрежный; 3) прицепиться; 4) прислушаться.