kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол. Теория

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глагол. Теория. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Для 5 класса.

Глагол-самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол бывает совершенного и несовершенного вида. Времена:прошедшее и будущее. Инфинитив-неизменяемая форма глаголов. 

Что делать? (учить) Что сделать? (написать)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Теория »

Глагол Теория

Глагол

Теория

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Инфинитив — это неопределённая форма глагола, исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс вне отнесённости к наклонению, времени, лицу и числу, т. е. в отвлечении от объективной реальности протекания во времени и носителя процессуального признака.

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Инфинитив — это неопределённая форма глагола, исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс вне отнесённости к наклонению, времени, лицу и числу, т. е. в отвлечении от объективной реальности протекания во времени и носителя процессуального признака.

У инфинитива можно определить: — вид (совершенный/несовершенный): писать (НСВ) — написать (СВ), сердиться (НСВ) — рассердиться (СВ), трогать (НСВ) — тронуть (СВ), сушить (НСВ) — высушить (СВ)*; — залог: Рабочие цеха должны выполнять план. (ДЗ) — План должен выполняться рабочими цеха. (СЗ) Няне доверили воспитывать детей. (ДЗ) — Дети будут воспитываться няней. (СЗ)** — переходность/непереходность: пилить бревно, рубить дрова, читать газету, шить пальто, погладить брюки, выстроить дом, чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость — переходные; страдать, идти, бежать, сидеть, расти, ходить, обедать, радоваться, одеваться — непереходные. — возвратность/невозвратность (на возвратность указывает постфикс -ся): одевать малыша — одеваться самому, остановить прохожего — остановиться самому, обрадовать мать — обрадоваться самому.

У инфинитива можно определить:

вид (совершенный/несовершенный):

писать (НСВ) — написать (СВ), сердиться (НСВ) — рассердиться (СВ), трогать (НСВ) — тронуть (СВ), сушить (НСВ) — высушить (СВ)*;

залог:

Рабочие цеха должны выполнять план. (ДЗ) — План должен выполняться рабочими цеха. (СЗ)

Няне доверили воспитывать детей. (ДЗ) — Дети будут воспитываться няней. (СЗ)**

переходность/непереходность:

пилить бревно, рубить дрова, читать газету, шить пальто, погладить брюки, выстроить дом, чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость — переходные;

страдать, идти, бежать, сидеть, расти, ходить, обедать, радоваться, одеваться — непереходные.

возвратность/невозвратность (на возвратность указывает постфикс -ся):

одевать малыша — одеваться самому, остановить прохожего — остановиться самому, обрадовать мать — обрадоваться самому.

Инфинитив образуется от основы инфинитива с помощью суффиксов: -ть: рисовать, покупать, доставать, продавать, начертить, бродить, гулять, вставать; -ти: нести, ползти, идти, везти, пасти, спасти, расти, вести, цвести, плести, мести, брести, грести, скрести, трясти; -чь: беречь, стричь, жечь, лечь, печь, стеречь, сечь, течь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, достичь, постичь, напрячь, перепрячь, спрячь. Суффикс -чь совмещает в себе элементы корня и суффикса:беречь (* beregti, ст.-слав.) — берегу, берегла; печь — пеку, пекла, где ч'//к в составе корня.  Инфинитив может быть любым членом предложения. Жизнь прожить — не поле перейти. (Пословица). … её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье. (А. А. Фадеев) — Я попрошу вас говорить по существу дела! — сухо заметил старичок. (М. Горький) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Ю. Лермонтов)

Инфинитив образуется от основы инфинитива с помощью суффиксов:

-ть: рисовать, покупать, доставать, продавать, начертить, бродить, гулять, вставать;

-ти: нести, ползти, идти, везти, пасти, спасти, расти, вести, цвести, плести, мести, брести, грести, скрести, трясти;

-чь: беречь, стричь, жечь, лечь, печь, стеречь, сечь, течь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, достичь, постичь, напрячь, перепрячь, спрячь.

Суффикс -чь совмещает в себе элементы корня и суффикса:беречь (* beregti, ст.-слав.) — берегу, берегла; печь — пеку, пекла, где ч'//к в составе корня.

Инфинитив может быть любым членом предложения.

Жизнь прожить — не поле перейти.

(Пословица).

её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье.

(А. А. Фадеев)

Я попрошу вас говорить по существу дела! — сухо заметил старичок.

(М. Горький)

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

(М. Ю. Лермонтов)

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписы­ваться;

2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать;

3) -а-(-я): спасти — спасать, подрасти — подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др,: лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, стро­ить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с по­мощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени .

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе — рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти — шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы — и будет льдом — вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой сложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название на­стоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Глагол. Теория

Автор: Егорова Маргарита Александровна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок  по теме "Разноспрягаемые глаголы."(с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "102337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использование инфинитива и глагола с окончанием - ing в сложном глагольном сказуемом"
    ["seo_title"] => string(79) "ispolzovaniieinfinitivaighlagholasokonchaniiemingvslozhnomghlagholnomskazuiemom"
    ["file_id"] => string(6) "306061"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458045498"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Глагол" (обобщение) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378289"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание суффиксов глаголов "
    ["seo_title"] => string(34) "pravopisaniie-suffiksov-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "151197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420646319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства