Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы открытый урок для 5 классов»
"Мой университет" - www.edu-reforma.ru
Урок русского языка в 5 классе
Фразеологизмы
Начинаем наш урок. Заруби себе
на носу: сегодня тебе придётся
работать засучив рукава. В
случае временной неудачи не
падай духом, а возьми себя в руки
и заново принимайся за дело.
Ручаюсь: в конечном счёте тебя
ждёт успех!
Не показалась ли вам необычной
формулировка темы нашего урока?
Может быть, моё приветствие вас удивило?
О каком явлении русского языка пойдёт
сегодня речь?
Как рождаются фразеологизмы.
Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.
Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока
1
е
2
у
3
к
4
5
т
р
6
ф
7
а
8
9
о
я
10
м
11
12
д
л
13
з
14
15
г
16
ы
17
э
б
18
и
4, 1, 10, 7
2, 5, 8, 3, 7
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15
Лексическая работа
Зарубите на носу.В старину носом называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки.Зарубить на носу означало о том, что нужно помнить, не забыть.
Спустя рукава.В древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали ( отсюдазасучив рукавазначит « усердно приниматься за дело»). Со спущенными длинными рукавами работать было трудно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизмспустя рукава (т.е. спустив рукава).
Работа по карточкам.
Работа по карточкам
Бабушка всегда встает рано.
Бабушка всегда встает чуть свет.
Любишь кататься – люби и саночки
Кончил дело – гуляй смело.
Я хорошо знаю это правило.
Я как свои пять пальцев знаю это правило.
Тише едешь – дальше будешь .
Не спеши языком, торопись делом.
Осложненное списывание
Упр.136, стр.58. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Поставьте к ним вопросы и обозначьте их как члены предложения.
Работа в группахРабота в группахПодумайте , какие фразеологизмы родного языка подходят к русским фразеологизмам
қой аузынан шөп алмас
төбесі көкке жеткендей
қоян жүрек
көзге көргісіз
заячья душа
мухи не обидит
чувствовать себя на седьмом небе
кот наплакал
Игра. Подбери картинку к фразеологизму
Взять быка за рога
Жить как кошка
с собакой
Делать из мухи слона
Крутиться как
белка в колесе
Ехать зайцем
Медведь на ухо
наступил
Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой
Хитер как...
Белая…
Труслив как...
…лапчатый
Изворотлив как...
Надут как...
Нем как...
Упрям как...
Голоден как...
Творческая работа. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши .
(Слова для справок:неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился ).
Рефлексия
Что интересного вы узнали на уроке?
Что такое фразеологизмы?
Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?
Приведите примеры фразеологизмов.
Оцени свою работу
Не покладая рук
Ни шатко ни валко
Тяп да ляп
Как вы работали
на уроке?
Рука об руку
Засучив рукава
Через пень
колоду
В поте лица
Домашнее задание
Упр.135,стр.58. Замените фразеологизмы словами – синонимами.
Повторить правило.
МОЛОДЦЫ!
Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!