Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Формирование самоконтроля на уроках русского языка ведёт к развитию орфографической зоркости у младших школьников. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.»
Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Формирование самоконтроля на уроках русского языка ведёт к развитию орфографической зоркости у младших школьников. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. В орфографическом действии П.С.Жедек выделяет две ступени: постановку орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Именно в этот период дети учатся обнаруживать орфограммы, т.е. учатся ставить перед собой орфографические задачи. Обучение же их решению - это цель работы на следующем этапе, в следующих классах. Специфика звукового разбора в 1классе заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам: слова предъявляются только устно, т.е. звучащими, а также через картинки, реальные предметы. При звуковом анализе модель слова не дается готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа: выделил первый звук, послушал, определил характер - поставил нужную фишку; выделил второй, ...- поставил следующую и т.п. При этом важны две детали: а) ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца, что помогает ему не подменить звук, т.е. служит средством контроля; б) последней операцией анализа должна быть операция проверки: как бы «чтение» по схеме для того, чтобы проверить, получилось ли слово.
Звуковой разбор проводится по следующему плану:
1)Произнеси и послушай слово. До начала вычленения звуков из слова, учитель должен убедиться в том, что школьник произносит слово правильно.
2)Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Ученик произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной или вопросительной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), во второй — «по кусочкам», т. е. по слогам.
3)Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно,— важный прием, которым должен пользоваться учитель, чтобы помочь детям увидеть, точнее, услышать свою ошибку.
4)Обозначь выделенный звук условным значком. Со временем очень полезно сочетать условные небуквенные значки с транскрипцией.
5)Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6)В заключение разбора учитель задаёт вопросы: «Сколько в слове звуков? Сколько букв?»
Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:
-наблюдение над артикуляцией звуков
-предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука
-выполнение действия по образцу
-фонетический опыт (эксперимент) («попробуем»)
-моделирование, фонетическое конструирование(«скажи и послушай слово»)
-на вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются звуком…
-рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в словах
-узнайте звук. Вставайте, если услышите звук (в, в'). Разложите по полкам вещи: на первую, если услышите звук в начале, на вторую, если в середине, на третью, если в конце.
-отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра
-где звук? Определите позицию.
-перевёртыши: кот-ток, сорт-трос
-добавление звуков в начале, середине, конце слова: тол-стол, рот-крот, дар-удар, сова-слова, рот-рота
-соотнесение слова и схемы с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных… («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?»)
-выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел -спел, рот - крот, стол - стул, дом - том, нос - нёс, мел - мель; замок - замок, Поля - поля, страны - страны... («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?»)
-исправление ошибок в составленных фонетических моделях: правильно ли составлена схема слова
-что слышишь? Узнавание «рисующих» звуков: послушайте, какой звук повторяется и помогает представить словами нарисованную картинку;
-подбор слов к звуковым моделям (Приложение 1);
-постоянная демонстрация образца анализа звучащего слова;
-прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
-использование заданий-ловушек (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?).
Безошибочное и быстрое определение ударения – основа становления орфографической зоркости. Объяснение ударения начинается с двухсложных слов, в которых слоги повторяются (мама, папа).
Ударный слог определяется как громкий и более длительный.
Для отработки умения обнаруживать ударный слог используются приёмы:
-позови слово
-удивись слову (учитель с удивлением спрашивает, подставив слово это: «Это карандаш?»)
-проверь себя (перебирая по очереди слоги, ученик ставит ударение)
-переставь ударение в слове («Попробуем произнести с ударением на 1-м слоге. Так говорят? На 2-м.»)
-собери слова из ударных слогов (комар+заяц-коза)
-переставь слоги в слове, но сохрани ударение, говоря при этом сначала медленно, затем всё быстрее (кино – ки-но-но-ки-но-кинокинокиноки – кино)
-игры:
«Положи палочку». (У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки). Учитель показывает игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской.
«Как звучит слово». (У каждого ученика набор квадратиков: черные и белые). Учитель медленно произносит слова, ученики «записывают» их по слогам. Если слог ударный, кладут черный квадратик, если безударный - белый.
«Эхо».
а)ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо (роль эха могут выполнять отдельные ученики, группа);
б)учитель переставляет ударения в слове, произнося сначала: «Это тееелефон?», потом: «Это телеефон? Это телефоон?» Ученики отвечают: «Это телефон».
В 1-ом и во 2-ом классах по теме «Ударение» вводятся постоянные задания:
-расставить ударение в работе
-поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог, и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог
- игра «Хитрый вопрос»:
а)записать букву, которая всегда стоит под ударением
б)выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге
в)подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:
Я варю уху. Маша похвалила Варю.
Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.
Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.
- «Быстрый» диктант
Под диктовку надо записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. (Учитель диктует слово «работа», а ученики записывают только букву «о»).
-назвать в предложении все ударные гласные:
Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
-соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета:
Знакомство школьников с понятием «орфограмма» происходит в период обучения грамоте. Данное знакомство осуществляется в два этапа: знакомство с небуквенными и буквенными орфограммами. Знакомство с небуквенными орфограммами подразумевает знакомство с предложением, где уже на первых уроках учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма», назвав его «опасным местом».