Просмотр содержимого документа
««Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»»
Заварыкина Г.Ю., МБОУ «Лицей №1»рп Чамзинка, Чамзинский муниципальный район
«Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя задача-помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности
Работа в группах, парах
Ролевые, деловые игры
Метод проектов
Функциональная
грамотность
Читательские умения
Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
Осмыслить и оценить
Найти и извлечь (информацию)
Содержание текста
Интегрировать и интерпретировать
Форму текста
Работа с текстом
Выделять главную мысль текста или его частей
Понимать информацию, содержащуюся в тексте
Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования
Применять информацию из текста в изменённой ситуации
Критически оценивать степень достоверности информации
Примеры заданий5 класс
(1)Многие современные виды спорта берут начало в глубокой древности. (2)Одни состязания сначала были религиозными ритуалами, другие служили испытанием на смелость и выносливость. (3)Спортивные состязания издавна являются сти́мулами, на которых участники стреляют из лука, ездят верхом и проявляют себя в других полезных умениях.
(4)Самые известные в мире спортивные соревнования – Олимпийские игры, которые проводятся каждые четыре года. (5)Это название связано с городом Олимпия в Греции, где в древние времена проходили такие игры. (6)На современных Олимпийских играх спортсмены со всего мира соревнуются в разных видах спорта.
(7)Футбол – один из популярных современных международных видов спорта. (8)Крике́т – командная игра с мячом и битами. (9)Игра в крике́т либо быстро заканчивается, либо продолжается несколько дней. (10)В эту игру любят играть жители из Англии, Австралии и Южной Азии.
(11)Некоторые люди предпочитают заниматься водными видами спорта, например, парусным спортом. (12)В других видах спорта игроки используют лошадей. (13)В одних видах скачек кони с наездниками мчатся по ровной дорожке, в других – преодолевают препятствия.
(Энциклопедия «Страны и народы мира»)
1. Укажи словосочетание, в котором имя существительное употреблено в форме творительного падежа.
В видах скачек
Мчатся по дорожке
Кони с наездниками
Игроки используют
2. Укажи строку, в которой верно отражена основная тема всего текста.
В крике́т играют люди из самых разных стран: Англии, Австралии и других.
Современные виды спорта очень разнообразны.
Футбол – самая популярная современная игра.
Спорт помогает развивать физическое здоровье.
3. Укажи строку, в которой содержится неправильное утверждение.
В предложении 6 одна грамматическая основа.
В тексте не содержится диалог.
В предложении 1 содержатся имена прилагательные.
В предложении 10 союз и соединяет части сложного предложения.
4. По содержанию текста установи соответствие между названием вида спорта и его изображением. Для этого перетащи изображения к названиям видов спорта.
Крекет
Парусный спорт
Скачки
Список литературы
http://demo.mcko.ru/test/?n=998
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»; Институт стратегии развития образования РАО. URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/kratkaya-informatsiya/razrabotchiki/publikatsii/
Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1.
Громович И.Г. Информационная переработка текста на уроке русского языка как компонент функциональной грамотности // Издательство «Русское слово»: Вебинар. URL: https://русское-слово.рф/methodics/webinars/archive/russkiy-yazyk/299140/