Урок русского языка в 10 классе.
Тема: « Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста».
Цели:
-познакомиться с этапами работы с текстом, с понятием «проблема» текста, способами формулировки проблемы, речевыми клише;
- развивать умение работы с текстом, навыки « деятельностного» чтения, навыки грамотной устной и письменной речи,
-воспитывать у учащихся нравственные качества личности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами работы над текстом и будем учиться формулировать проблемы исходного текста.( Учащиеся записывают название темы.Слайд 1)
-Каковы цели нашего урока? ( учащиеся с помощью учителя определяют цели урока. Слайд 2)
III Работа по теме урока
1. Работа над понятие «проблема» текста.
- Прочитаем задание блока С.(Слайд 3 )
- Назовите этапы работы над текстом ( Слайд 4)
-Проблема- это основной вопрос, над которым размышляет автор, та сторона действительности, которая особенно волнует автора.( Слайд 5).
-Существует два основных способа формулировки проблем исходного
текста: в виде повествовательного предложения и в виде вопросительного предложения.( Слайд 6)
- При формулировке проблемы можно использовать речевые клише-готовые речевые обороты, стереотипные выражения, воспроизводимые в различных речевых контекстах и ситуациях. ( Слайд 7)
2.Физкультминутка. ( прослушивание пьесы П.И. Чайковского)
3.Работа с текстом.( Текст проецируется на экране и распечатан на листах. Слайд 9)
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся :откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь?.(2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля,чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «Честь»-внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть. Честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «человек незапятнанной чести. По чести…Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»
(7) Дуэль!(8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговоры суда, а сегодня вечером.) 10)Самое позднее- завтра утром. (11) пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) А как же Пушкин?.(15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20) Все остальное им не нужно, все остальное- неважно. (21) Очевидно, нам еще много предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
( По Д.Шеварову).
- Как автор понимает слово « честь»?
-Сохранило ли это слово свое прежнее значение в наши дни?
- Как во времена Пушкина отстаивали свою честь?
-Считает ли автор бессмысленной гибель Пушкина?
- Найдите ключевые слова, которые отражают развитие мысли.
(Защитить честь- внутреннее достоинство человека-дуэль как способ нравственного равновесия- Пушкин-невольник чести- блюсти имя и честь.)
IV Закрепление изученного
- Используя различные способы формулировки проблем, сформулируйте проблему исходного текста. Запишите свои формулировки.
-Выберите из предложенных формулировок наиболее удачную. Свою точку зрения аргументируйте. ( Слайд 10).
V. Работа по исправлению речевых и грамматических ошибок в формулировке проблем текста.
Проблема чести вместо Проблема определения понятия «честь».
Проблема того, что человек защищал честь и достоинство вместо Проблема сохранения человеком чести и достоинства
VI.Подведение итогов.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что нового вы узнали?
-Чему учились?
VI.Задание на дом: формулирование проблем исходного текста по сборнику И.П. Цыбулько ( вариант 1)
-