kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: « Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста».

Цели:

-познакомиться с этапами работы с текстом, с понятием «проблема» текста, способами формулировки проблемы, речевыми клише;

- развивать умение работы с текстом, навыки « деятельностного» чтения, навыки грамотной устной и письменной речи,

-воспитывать у учащихся нравственные качества личности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами работы над текстом и будем учиться формулировать проблемы исходного текста.( Учащиеся записывают название темы.Слайд 1)

-Каковы цели нашего урока? ( учащиеся с помощью учителя определяют цели урока. Слайд 2)

III Работа по теме урока

1. Работа над понятие «проблема» текста.

- Прочитаем задание блока С.(Слайд 3 )

- Назовите этапы работы над текстом ( Слайд 4)

-Проблема- это основной вопрос, над которым размышляет автор, та сторона действительности, которая особенно волнует автора.( Слайд 5).

-Существует два основных способа формулировки проблем исходного

 текста:  в виде повествовательного предложения и в виде вопросительного предложения.( Слайд 6)

- При формулировке проблемы можно использовать речевые клише-готовые речевые обороты, стереотипные выражения, воспроизводимые в различных речевых контекстах и ситуациях. ( Слайд 7)

2.Физкультминутка. ( прослушивание пьесы П.И. Чайковского)

3.Работа с текстом.( Текст проецируется на экране  и распечатан на листах. Слайд 9)

         (1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся :откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь?.(2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

         (4)Откроем словарь Даля,чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «Честь»-внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть. Честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «человек незапятнанной чести. По чести…Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»

         (7) Дуэль!(8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговоры суда, а сегодня вечером.) 10)Самое позднее- завтра утром. (11) пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

         (14) А как же Пушкин?.(15) Какая непоправимая и  бессмысленная гибель…

         (16) Да, непоправимая, но не  бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!

         (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20) Все остальное им не нужно, все остальное- неважно. (21) Очевидно, нам еще много предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

( По Д.Шеварову).

- Как автор понимает слово « честь»?

-Сохранило ли это слово свое прежнее значение в наши дни?

- Как во времена Пушкина отстаивали свою честь?

-Считает ли автор бессмысленной гибель Пушкина?

- Найдите ключевые слова, которые отражают развитие мысли.

(Защитить честь- внутреннее достоинство человека-дуэль как способ нравственного равновесия- Пушкин-невольник чести- блюсти имя и честь.)

IV Закрепление изученного

- Используя различные способы формулировки проблем, сформулируйте проблему исходного текста. Запишите свои формулировки.

-Выберите из предложенных формулировок наиболее удачную. Свою точку зрения  аргументируйте. ( Слайд 10).

V. Работа по исправлению речевых и грамматических ошибок в формулировке проблем текста.

Проблема чести вместо Проблема определения понятия  «честь».

Проблема того, что человек защищал честь и достоинство вместо Проблема сохранения человеком чести и достоинства

VI.Подведение итогов.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что нового вы узнали?

-Чему учились?

VI.Задание на дом: формулирование проблем исходного текста по сборнику И.П. Цыбулько ( вариант 1)

-

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста. »

Тема урока:  «Этапы работы с текстом.  Формулировка проблем исходного текста»

Тема урока: «Этапы работы с текстом. Формулировка проблем исходного текста»

Цели:  1)познакомиться с этапами работы с текстом; с понятием «проблема» текста, способами формулировки проблем исходного текста, речевыми клише;  2)развивать умение работы с текстом, навыки грамотной устной и письменной речи, формулирования проблем текста.

Цели: 1)познакомиться с этапами работы с текстом; с понятием «проблема» текста, способами формулировки проблем исходного текста, речевыми клише; 2)развивать умение работы с текстом, навыки грамотной устной и письменной речи, формулирования проблем текста.

Задание С1.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Сформулируйте позицию автора(рассказчика)  Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора.  Объясните почему, свой ответ аргументируйте.   .

Задание С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора(рассказчика) Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора. Объясните почему, свой ответ аргументируйте.

.

Этапы работы с текстом.

Этапы работы с текстом.

  • I. Формулировка проблем исходного текста. II. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста. III. Отражение позиции автора исходного текста. IV.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Проблема- это основной вопрос, над которым размышляет автор в анализируемом тексте (основной вопрос, требующий разрешения; та сторона действительности, которая особенно волнует автора).  Основная проблема та, которая более всего волнует автора, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Проблема- это основной вопрос, над которым размышляет автор в анализируемом тексте (основной вопрос, требующий разрешения; та сторона действительности, которая особенно волнует автора). Основная проблема та, которая более всего волнует автора, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Способы формулирования проблем текста:  1)в виде вопросительного предложения: Нужно ли современному человеку знать историю своего края?  2) в виде повествовательного предложения: Данный текст посвящен проблеме исторической памяти.   Клише - готовые речевые обороты, стереотипные выражения, воспроизводимые в различных речевых контекстах и ситуациях.

Способы формулирования проблем текста: 1)в виде вопросительного предложения: Нужно ли современному человеку знать историю своего края? 2) в виде повествовательного предложения: Данный текст посвящен проблеме исторической памяти. Клише - готовые речевые обороты, стереотипные выражения, воспроизводимые в различных речевых контекстах и ситуациях.

В центре внимания автора данного текста находится актуальная проблема…  Данный текст посвящен проблеме…  В данном тексте автор рассматривает (анализирует, исследует, поднимает, затрагивает) проблему…  В данном тексте автор поднимает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема…  …? Обсудить эту важную проблему предлагает автор текста.  …? Над этой сложной этической проблемой размышляет автор.

В центре внимания автора данного текста находится актуальная проблема… Данный текст посвящен проблеме… В данном тексте автор рассматривает (анализирует, исследует, поднимает, затрагивает) проблему… В данном тексте автор поднимает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема… …? Обсудить эту важную проблему предлагает автор текста. …? Над этой сложной этической проблемой размышляет автор.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь . (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью... Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...». (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель... (16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! (18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям», (19)Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное - неважно. (21)Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.   (По Д. Шеварову)

Задание:  выберите из предложенных формулировок основной проблемы наиболее удачную.  Проблема дуэли как способа восстановить нравственное равновесие.  Проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести.  Проблема чести и достоинства в понимании Пушкина.  Проблема сохранения потомками имени и чести отцов.  Проблема взаимоотношений А.С.Пушкина с женой.

Задание: выберите из предложенных формулировок основной проблемы наиболее удачную. Проблема дуэли как способа восстановить нравственное равновесие. Проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести. Проблема чести и достоинства в понимании Пушкина. Проблема сохранения потомками имени и чести отцов. Проблема взаимоотношений А.С.Пушкина с женой.

Домашнее задание:  Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку формулировка проблем текста.

Домашнее задание: Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку формулировка проблем текста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста.

Автор: Воробьева Елена Ивановна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-umieniia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-opriedielieniie-tiemy-idiei-probliematiki-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "124183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414657122"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методические  рекомендации для работы над сочинением на  ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-raboty-nad-sochinieniiem-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419270647"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)"
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiadieiatielnostuchashchikhsiamietodyraboty"
    ["file_id"] => string(6) "319513"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460876555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства