kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экология на уроках русского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю русского языка подготовиться  к уроку в 5 классе на тему "Синтаксический разбор сложного предложения. Тема разбирается на текстах экологической направленности,  и весь урок посвящен теме экологии. Рассматриваются такие вопросы, как повторение всех видов сложных предложений, синтаксического разбора простого предложения, разбор слоносочинненного предложения, сложноподчиненного и бессоюзного предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экология на уроках русского языка в 5 классе »

Синтаксический разбор сложного предложения  РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС

Синтаксический разбор сложного предложения

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС

Языковая разминка Неприкосновенный участок земли где оберегается природа растения животный мир . Заповедник 1. Неприкосновенный участок земли, где оберегается природа, растения, животный мир. 2. земли  4. растения [ з ‘ и м л ‘ и ′  ]  раст – ени - я

Языковая разминка

Неприкосновенный участок земли где оберегается природа растения животный мир .

Заповедник

1.

Неприкосновенный участок земли, где оберегается природа, растения, животный мир.

2. земли

4. растения

[ з ‘ и м л ‘ и ′ ]

раст – ени - я

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложения. 1)По берегам одной реки рос лес. 2)Река была глубокой, полноводной. 3) Деревья росли крепкими.  4)Я шел к той поляне, где был большой пень с опятами. 5)На полянке также виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними. На какие две группы можно разделить все предложения текста? А какое предложение можно отнести к третьей группе? К какой? Какую связь выражает союз и в 5-ом предложении? Почему?

Вспоминаем то, что знаем

Прочитайте предложения.

1)По берегам одной реки рос лес. 2)Река была глубокой, полноводной. 3) Деревья росли крепкими.

4)Я шел к той поляне, где был большой пень с опятами. 5)На полянке также виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.

На какие две группы можно разделить все предложения текста?

А какое предложение можно отнести к третьей группе? К какой?

Какую связь выражает союз и в 5-ом предложении? Почему?

Вспоминаем то, что знаем Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными сочинительным союзом и и интонацией, называется сочинительной . Прочитайте предложения. В тени деревьев вокруг этой поляны текли ручейки, а потом река с радостью принимала их в свои объятия.  Такие предложения называются сложносочиненными (ССП)

Вспоминаем то, что знаем

Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными сочинительным союзом и и интонацией, называется сочинительной .

Прочитайте предложения.

В тени деревьев вокруг этой поляны текли ручейки, а потом река с радостью принимала их в свои объятия.

Такие предложения называются сложносочиненными (ССП)

Это сложноподчиненное предложение (СПП), оно состоит из главной и зависимой (придаточной) частей, которые соединены подчинительным союзом и интонацией Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложения. Я шел к поляне. Я шел к той поляне, где был большой пень с опятами. В чём сходство этих предложений? В чём их различие? Как называется связь, обозначенная стрелками? Какой вопрос можно задать от главного слова? Как называется такое предложение, из чего оно состоит, чем соединены части? Проверьте себя.

Это сложноподчиненное предложение (СПП), оно

состоит из главной и зависимой (придаточной) частей, которые

соединены подчинительным союзом и интонацией

Вспоминаем то, что знаем

Прочитайте предложения.

Я шел к поляне.

Я шел к той поляне, где был большой пень с опятами.

В чём сходство этих предложений? В чём их различие?

Как называется связь, обозначенная стрелками?

Какой вопрос можно задать от главного слова?

Как называется такое предложение, из чего оно состоит, чем соединены части?

Проверьте себя.

Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Его части соединяются интонацией Вспоминаем то, что знаем А это схема какого предложения?  [ ] 1 , [ ] 3 . [ ] 2 , Как оно называется, почему? Проверьте себя.

Это бессоюзное сложное предложение (БСП).

Его части соединяются интонацией

Вспоминаем то, что знаем

А это схема какого предложения?

[ ] 1 ,

[ ] 3 .

[ ] 2 ,

Как оно называется, почему?

Проверьте себя.

Решаем проблему,  формулируем тему урока Обсудите в парах и назовите мне то умение, которое позволит обобщить всё изученное о сложном предложении. Тридцать первое января. Классная работа. Синтаксический разбор сложного предложения.

Решаем проблему, формулируем тему урока

Обсудите в парах и назовите мне то умение, которое позволит обобщить всё изученное о сложном предложении.

Тридцать первое января.

Классная работа.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Порядок синтаксического разбора 1. По цели высказывания 2. По интонации 3. По количеству грамматических основ 4. По составу грамматической основы 5. По наличию второстепенных членов 6. Осложнения 7. Схема Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений.

Порядок синтаксического разбора

1. По цели высказывания

2. По интонации

3. По количеству грамматических основ

4. По составу грамматической основы

5. По наличию второстепенных членов

6. Осложнения

7. Схема

Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений.

1)Во время дождя всем казалось, будто лес притягивает к себе дождевые облака. 2)Сильные корни могучих деревьев впитывали живительную влагу. 3)Ее хватало и для лугов, и для полянок, и для ручейков, которые стекались к реке. 4)Так и жили, тесно переплетясь, лес и река, тучи и ручейки, васильки и дождь. 5)Но вот пришли люди и вырубили лес. 6)Им не стало хватать места для строительства городов. 7)Исчезла полянка с опятами, а затем обмелела и высохла река. Сделайте синтаксический разбор простого предложения Сделайте синтаксический разбор простого предложения

1)Во время дождя всем казалось, будто лес притягивает к себе дождевые облака. 2)Сильные корни могучих деревьев впитывали живительную влагу. 3)Ее хватало и для лугов, и для полянок, и для ручейков, которые стекались к реке.

4)Так и жили, тесно переплетясь, лес и река, тучи и ручейки, васильки и дождь.

5)Но вот пришли люди и вырубили лес. 6)Им не стало хватать места для строительства городов. 7)Исчезла полянка с опятами, а затем обмелела и высохла река.

Сделайте синтаксический разбор простого предложения

Сделайте синтаксический разбор простого предложения

Открываем новые знания Давайте подумаем, на каком этапе разбора сложного предложения мы начнем вносить изменения? Исчезла полянка с опятами, а затем обмелела и высохла река.   (Повеств., невоскл., сложное, ССП; 1) двусост., распр., полное., неосложн.; 2) двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми) ¹[  =  -  ] , а  ²[  =  и  =  -  ] .

Открываем новые знания

Давайте подумаем, на каком этапе разбора сложного предложения мы начнем вносить изменения?

Исчезла полянка с опятами, а затем обмелела и высохла река.

(Повеств., невоскл., сложное, ССП; 1) двусост., распр., полное., неосложн.; 2) двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми)

¹[ = - ] , а ²[ = и = - ] .

Развиваем умения Поработайте в парах. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Проверьте себя. 1, 3 Спишите первое предложение, устно сделайте синтаксический разбор, начертите схему. [ = ] , ( будто - = ).

Развиваем умения

Поработайте в парах. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения.

Проверьте себя.

1, 3

Спишите первое предложение, устно сделайте синтаксический разбор, начертите схему.

[ = ] , ( будто - = ).

Рефлексия* Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению. Летом налетел с юга горячий ветер и иссушил землю, и погибли растения от засухи. Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи. 1. [ ═  ― ] ,  и [ ═  ― ] , и [ ═  ― ] . 2. [ ―  и ] , и [ ═  ― ] . 3. [ ═  ― ] , и [ ―  и ― ] . 4. [ ― , и , и ] .  ═ ═ ═ ═ *Задание повышенной сложности. ═ ═ ═ 2 Проверьте себя

Рефлексия*

Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению.

Летом налетел с юга горячий ветер и иссушил землю, и погибли растения от засухи.

Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи.

1. [ ― ] , и [ ― ] , и [ ― ] .

2. [ ― и ] , и [ ― ] .

3. [ ― ] , и [ ― и ― ] .

4. [ ― , и , и ] .

*Задание повышенной сложности.

2

Проверьте себя

Напишите связный текст (5 предложений), отражающий Ваше мнение по ситуации: некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? На человеке? Включите в текст бессоюзное сложное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

Напишите связный текст

(5 предложений), отражающий Ваше мнение по ситуации: некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду.

Как это отразится на рыбном богатстве водоема? На человеке?

Включите в текст бессоюзное сложное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экология на уроках русского языка в 5 классе

Автор: Кравец Наталья Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Интегрированный урок русского языка и английского языка  в 8-м классе. Тема: «Защита окружающей среды. Однородные члены предложения. Повторение изученного.» "
    ["seo_title"] => string(179) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-anghliiskogho-iazyka-v-8-m-klassie-tiema-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-povtorieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "110983"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406875244"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Экологический урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(80) "ekologicheskii_urok_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_imia_sushchestvitelnoe_ka"
    ["file_id"] => string(6) "544496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585297819"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Активные процессы в лексике русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie_protsiessy_v_lieksikie_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "351674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477250800"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства