kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием материала по экологии. Указаны все формируемые на уроке УУД. Использовано много дополнительного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи"»

Экологический урок по теме «Имя существительное как часть речи» 5 класс

Цели урока:

  1. Предметные:

  • Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи: его морфологических признаках и роли в предложении;

  • Научить опознавать существительное среди других частей речи;

  • Повторить склонение имен существительных и пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым»;

  • Через дифференцированные задания вовлечь каждого ученика в активный образовательный процесс.

  1. Личностные:

  • Воспитывать экологически грамотного человека;

  • Через содержание урока подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за все, что его окружает;

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.

  1. Коммуникативные:

  • Развивать умение мыслить, находить способы решения экологических проблем;

  • Развивать умение работать самостоятельно;

  • Развивать способности к самоконтролю действий для достижения поставленной цели.

Оборудование:

  1. Весы и надписи «природа», «человек»

  2. Книга «Осенняя рапсодия» В. Винидиктовой

  3. Индивидуальные карточки со стихотворениями о природе

  4. Карточки для домашней работы с фенологическими рассказами

Ход урока

-- Ребята, сегодня у нас не простой урок. Изучая тему по учебнику, мы поговорим ещё об одной очень важной проблеме, касающейся всего человечества

Знакомство с темой урока.

Ребята, закройте глаза, расслабьтесь и послушайте стихотворение А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

- Какую картину вы увидели ?

- Какие части речи помогли вам «увидеть» услышанное? (Существительные)

Следовательно, о какой части речи мы будем сегодня говорить?

( Об имени существительном)

Работа в парах.

_У вас на столах лежат листочки с небольшими стихотворениями. Прочитайте стихи про себя и определите с соседом по парте их тему.

(Прослушать 3-4 стихотворения)

- Назовите, какая проблема отражена в ваших стихотворениях? (Проблема экологи)

- О чём же мы ещё будем говорить на уроке?

-- Таким образом, сегодня на уроке у нас две темы: «Имя существительное как часть речи» и «Экология». Запишем в тетради число, классная работа и тему урока. А теперь определим цель урока. Какова она?

-- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология? ( Ответы учащихся)

Словарно – орфографическая работа.

(Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС

– учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для

растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только

понять природу, но и учит, как ее беречь.)

Обучение логическому мышлению

-- Ребята, сегодня на урок я принесла весы. Представьте, что на одной чаше весов находится природа, а на другой – человек. В последнее время вторая чаша весов стала перевешивать первую, и природе приходится очень туго. Поэтому экологические проблемы с каждым годом становятся все актуальнее.

Работа с учебником. Чтение текста на стр. 44 § 88.

Беседа о прочитанном.

-- В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в

котором мы живем. Назовите их. К какой части речи они относятся?

-- Как вы узнали, что это имена существительные?

-- Почему герои этого рассказа видели мир по-своему?

(Они живут в своей среде. Они к ней привыкли и не знают, как выглядят другие места)

-- А если героев рассказа поменять местами, чтобы они увидели мир во всем его многообразии?

(Этого нельзя делать. Ведь животные и растения приспособлены к

своей среде обитания. Они не смогут выжить в непривычной для них среде.)

-- А что значит мир для человека? (то, что он увидел из окна)

-- Ребята, пока равновесие на наших весах не нарушено. Посмотрим, что будет дальше.

1.Работа со стихотворением В.П. Винидиктовой «В дома опять приходят ёлки»

(Тексты на столах учащихся)

В дома опять приходят ёлки,

И с ними запах терпко – горький,

Смолистый, праздничный, недолгий,

Как…слёзы новогодней ёлки,

Что на ветвях её горят.


Всего лишь миг - две–три минуты ,

И нам безмолвно говорят

О горечи утрат, о боли,

Невозвратимости потерь,

О собственной, не «звёздной» доле.


Звезда, игрушки, мишура,

Гирлянды ёлку украшают.

Она блестит, она сверкает,

Но чувствует, хоть и не знает,

Что скоро кончится игра.


И на ковёр её иголки

Дождём осыплются, шурша.

Исчезнет запах терпко – смолкий,

Закончит песни детвора.


И ёлки, сняв все украшенья,

Поставят во дворе в сугроб.

Где смотрят все без сожаленья

На их печальный хоровод.

Экологический аспект.

-- О чем это стихотворение?

-- Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту

проблему назвать экологической?

-- Какая чаша весов перевесила?

-- Какое решение могли бы предложить вы?

Лингвистический аспект

-- Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению, какие ко второму, а какие к третьему?

-- Выпишите из стихотворения по 3 существительных, каждого склонения. Все существительные ставьте в форму им. п. ед. ч.

(Елка, слеза, минута, утрата, запах, миг, ковер, ветвь, горечь, потеря, доля, звезда,

дождь, украшение, боль игрушка, мишура, гирлянда, сугроб, сожаленье, игра,

иголка, песня, детвора , хоровод).

Устная проверка

Теоретический материал

. -- А сейчас сделайте вывод, что такое имя существительное.

-- Проверьте себя по учебнику на стр.46

-- Перескажите правило наизусть.

- Ребята, помните, в начале учебного года мы редактировали сочинение ученика «Воскресная прогулка»? Эту работу я провожу с каждым 5 классом. А однажды я предложила ребятам написать своё сочинение на эту тему. Одно из сочинений я предлагаю вашему вниманию.

Воскресная прогулка. (Экологическая сказка)

В первое же воскресенье учебного года мы всем классом решили сходить в лес. Заранее запаслись продуктами, взяли компас, транзистор и пошли. Взрослых с нами не было.

Веселой музыкой мы оповестили лес: мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к березовой роще. Стали часто попадаться грибы. Кто срезал грибы, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы все равно их

разрушат!» Горящие угли костра весело подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится.

В лесу много муравейников. Иванов решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кислые палочки.

Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.

Оживленно беседуя, мы шли домой. И вдруг заметили на дороге змею. «Это гадюка!» – закричал кто-то и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка.

С охапками лесных и луговых цветов радостные и довольные мы возвратились домой.

- Понравилось, ребята, вам сочинение ? Весело ученики провели выходной?

- А лес тоже в восторге от таких детей? Почему? Кто в лесу пострадал от таких горе - гостей? Запишите их имена в тетрадь.

(Грибы, деревья, птицы, ёж, муравьи, уж, цветы…)

- Слова, какой части речи вы записали? …

- Какие из этих существительных одушевлённые, а какие – неодушевлённые ?

- Надеюсь, вы запомнили, как не надо вести себя в лесу, потому что лес – это наше богатство.

Игра «Зоркий глаз»

В записанном на доске предложении Лес это наше богатство сила и неувядаемая молодость земли поставьте и объясните недостающие знаки препинания. Подчеркните в этом предложении грамматическую основу.

- Какую синтаксическую роль могут выполнять имена существительные?

А теперь и мы отправимся в наш импровизированный лес

Физкультминутка « Мы в лесу»

- Перед вами куча «мусора». Нужно, как можно быстрее, собрать «мусор» в мешок. Будьте внимательны!

Работа с учебником.

Упражнение 468 – прочитать текст

-- О чем этот текст? Как его можно озаглавить?

-- Можно ли разделить такие понятия как любовь к родной стране и любовь к природе?

-- Если человек любит природу, родину, как он будет к ним относиться?

Если бы все люди так поступали, какая чаша весов перевесила бы?

Игра «Берендеи»

-- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Берендеи». А вы знаете, кто такие

берендеи? Берендеями в старину называли племя, которое жило в лесу. Этот

народ знал все законы леса. Сейчас берендеем называют того, кто любит

природу, кто живет с ней в согласии, бережет ее.

-- Посмотрим, какие вы знатоки природы. Перед вами на карточках рассказ, в

котором допущено много ошибок, но не орфографических и пунктуационных,

а ошибок фактических( природных(). Здесь написано то, чего не может быть на самом деле. Прочитаем рассказ, найдем эти ошибки. Исправим их устно. Если вы найдете все ошибки, вы можете называться гордым именем «берендей»

Фенологический рассказ на тему «Осень»

Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось, что ей не будет конца. И вот оно наступило – первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях, видно, готовился в дорогу. Катя с дедушкой вышли из дома и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес.

Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю разноцветные листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья.

Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катя захватила с собой ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катя земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

С полным лукошком и ведерком возвращалась Катя домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки:

1 Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне - июле.

2 Люпин отцветает в июле.

3 Головастиков в сентябре уже не бывает.

4 Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля.

5 Рожь в конце сентября уже должна быть убрана.

6 Белые журавли обитают в тундре.

7 Ласточки летают высоко - к хорошей погоде, а не к дождю.

(Комментарии по работе с текстом – по ситуации)

Дома, ребята, вы продолжите игру «Берендеи» Вот вам карточки с фенологическими текстами: «Зима», «Весна».

В тетрадь выписать ( на выбор) 6 существительных, определить их род, число, падеж и склонение.

Обобщение.

--Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке?

-- Какую лингвистическую тему мы изучили? Что такое имя существительное?

--О чем еще говорили? Что такое экология? Достигли ли мы цели урока?

-- Экологическое равновесие в окружающем мире – это очень важно, потому

что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Всегда помните об этом, ребята, и берегите природу!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

И тогда на наших весах будет равновесие.

Рефлексия

1) Насколько интересным был урок? 1 2 3 4 5

2) Насколько важна проблема, которой он был посвящён? 1 2 3 4 5

3) Насколько сложным был материал? 1 2 3 4 5

4) Насколько хорошо ты работал на уроке? 1 2 3 4 5

5) Насколько полезны те знания, которые ты получил? 1 2 3 4 5

Литература и интернет - источники:

1. Гузева Н. Ю. Экологическое воспитание на уроках русского языка.

Журнал «Педагогический вестник» № 1 2007 г.

2. Винидиктова В.П. Осенняя рапсодия. Арзамас, Арзамасская

типография, 2008 г.

3 Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык 5 класс. Учебник

для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г.

4 Танасийчук В. Экология в картинках. М.: Детская литература, 1989 г.

5. http://lobodina.ucoz.ru/publ/fenologicheskie_i_ehkologicheskie_rasskazy

6. zagadki/1-1-0-7 (фенологические и экологические рассказы)

7. http :// pages . marsu . ru / sv 1/ ekolog / eko . html (экологические игры)

8. http://marknet.narod.ru/eco/ (стихотворения Марка Львовского)

9. http://image.yandex.ru/ (картинки)

Приложение

Все так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

П. Бровко


Благодарность 
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!

А. Сметанин 

Он долго рос,

Он ждал весны

И, наконец, расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

И под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новиков

Пришла беда

 
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.

А. Сметанин 


Недалекое будущее 

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

(А. Игнатова) 


Хозяйка белочка

В лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину — сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех — сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке

И смотреть

На это было больно.

Г.Ладонщиков

Фенологический рассказ на тему «Весна»

Еще в пятницу мы узнали от учительницы Анны Васильевны радостную весть - в воскресенье едем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у кассы вокзала. Сорок минут езды, и вот он - лес. Хорош лес в

конце апреля! Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтой птички. «Это сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев». На согретых солнцем косогорах появились первые цветы – мать -и- мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто--синие иван-да-марья. Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы. А вот и первые грибы появились сморчки и строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве - черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится мелодичный стук неутомимого труженика леса - большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки. Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север? Где юг? И как всегда подал голос всезнающий Петрик: «Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут Анна Васильевна достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей - первый солист лесной оперы. В вагоне поезда Анна Васильевна сказала нам: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не сделайте ошибок!»

Ошибки:

1 Сойка поет немелодично, голос у нее резкий, неприятный,

2 Сойка - не летающая птица, она не желтая, а пестро-серая, с рябоватыми

передними частями крыльев.

3 Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.

4 Иван-да-марья зацветает в июне.

5 Иван-чай тоже зацветает в июне.

6 Липа цветет летом (июнь - июль).

7 Летние опята - в июне, июле, осенние - с конца августа.

8 Черные грузди появляются летом.

9 Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.

10 Почки на дубах распускаются в конце мая.

11 У муравейника северная сторона круче южной.

Фенологический рассказ на тему «Зима»

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись и первым делом посмотрели на термометр за окном - 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это, наверное, следы ежа», - сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», - сказала Маша. «А что, ты не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой ели мы увидели какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы

не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ошибки:

1 Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает.

2 Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

3 Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4 Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5 Зимой высиживает яйца не сойка, а клест.

6 «Мышкует» в сене не волк, а лиса.

Фенологический рассказ на тему «Осень»

Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась

медленно, и казалось, что ей не будет конца. И вот оно наступило - первое

воскресенье после летних каникул. Проснулась Катя, как только начало

светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях, видно, готовился в

дорогу. Катя с дедушкой вышли из дома и пошли краем села к лесу. Прошло

минут пятнадцать, вот и лес.

Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю разноцветные листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья.

Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катя захватила с собой ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катя земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

С полным лукошком и ведерком возвращалась Катя домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки:

1 Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне - июле.

2 Люпин отцветает в июле.

3 Головастиков в сентябре уже не бывает.

4 Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля.

5 Рожь в конце сентября уже должна быть убрана.

6 Белые журавли обитают в тундре.

7 Ласточки летают высоко - к хорошей погоде, а не к дождю.

(Комментарии по работе с текстом – по ситуации)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кичуткина Любовь Алексеевна

Дата: 27.03.2020

Номер свидетельства: 544496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по русскому языку  3 кл. "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-kl"
    ["file_id"] => string(6) "192943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427545948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства