Просмотр содержимого документа
«Чередование звуков в морфеме слова»
Чередование звуков вморфемах
Цели урока:
Сообщить о чередовании звуков в словах;
Совершенствовать умения выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.
Задание: вспомните слова, состав которых соответствует схемам:
¬∩□
¬∩^□
¬ ¬∩^□
НАЗОВИТЕ МОРФЕМЫ В СЛОВЕ
Приставкакореньсуффиксокончание
Проверка.Словарный диктант
Д и ван, б а лкон, к а б и нет, т е л е визор, т е л е фон, м а ршрут, в е лос и пед, в е логонки, п иа нино. г и тара, к о нфета, к о рзина, к о стюм, п а ркет, гра мо тный
Предупредительно – объяснительный диктант
Кружатся желтые листья , падают к твоим ногам. Желтые листья – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду _ и подают ее ветвям. Листья ее расходуют , испаряют.
Осенью расход воды больше прихода. Дерево должно расстаться с листвой , чтобы не погибнуть от засухи.
Др о ж ь др о г нуть вздр а гивать
Можно ли эти слова считать однокоренными?
Что интересного вы здесь заметили?
Словарно-орфографическая работа
Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи.
Лег, лечь, лежать; (г // ж // з)
Купить, куплю;
Пеку, печка;
Глухой, глушь;
Послать , пошлю;
Успех, успешный;
Растить, выращивать;
Горох, горошек.
Песок – песочек к//ч
Дубок –
Замок –
Порядок –
Лужок –
Кружок –
Пирожок-
Молодец-молодца
Листок-
Ветер-
Определить, в какой морфеме произошло чередование.От существительных образовать слова с суффиксом – ЕК.
Найдите и выпишите слова с чередующимися согласными.
Лесник может по птичьим крикам определить , какая птица пролетела. Я люблю слушать, сидя на песке , как кричат чайки. Я сижу на песчаном берегу и слежу за полетом птиц.
Птичьим, птица
Крикам, кричат
Песок, на песчаном
Проверка.
Друг
Свеча
Сказать
Писать
Пеку
Стригу
Берегу
Наушник
Игра «Ромашка»Подобрать слова с чередованием.
1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?
2. Какую цель перед собой ставили?
3. Достигли ли цель? Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?
6. Где можно применить новое знание?
7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?