Урок русского языка в 3 классе. УМК «Начальная школа XXI века».
Автор проекта урока Щекалева О. А. Дата проведения: 20 декабря 2013г.
Урок 61. Тематический блок: «Как устроен наш язык»
Тема урока: Части речи.
Цели:. 1. Знакомство с понятием «части речи» и системой частей речи русского языка. Повторение изученных во 2 классе частей речи. Наблюдение за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса.
2. Развитие умения классифицировать слова по частям речи на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка-таблицы, сравнивать и обобщать её на основе наблюдений.
3.Воспитывать языковую культуру, внимание и интерес к построению системы русского языка.
Тип урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного.
Оборудование: 1. Презентация к уроку и её техническое оснащение.
2. Демонстрационная таблица «Части речи» за 2 класс.
3. Демонстрационная таблица «Части речи» за 3 класс
4.Учебники стр. 144 – 149.
5. Конверты с заданием для самостоятельной работы в группах
Методические приёмы:
1. И К Т:
Решение языковых задач с использованием интерактивных заданий.
Получение информации на основе дидактической схемы-рисунка в мультимедийном сопровождении.
Обобщение знаний в тетради в виде блок-схеме.
2. Проблемная задача.
3. Лингвистический эксперимент.
4. Дидактическая игра. Подвижная языковая игра.
5. Конструирование языковых задач.
6. Практическое решение языковых задач.
7. Динамическая пауза.
8. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка.
Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, самостоятельная.
Здоровьесбережение: организация динамических пауз, смена позы при работе за партами и у доски.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Настроимся на получение новых знаний Взяться за руки , пожелать
Мысленно удачи и вслух 1-2
высказывания
Посадка
Запись числа в тетрадь. Покажите карточкой своё настроение перед Демонстрация детьми
уроком. индивид. сигналами.
II. Формулирование темы и цели урока.
1. Погружение в деятельность
У.- Расскажите, как человек общается, передаёт информацию? Монолог ребёнка
Слушание и выдел
( ребята слушают и выделяют ключевые слова) Речь
Слово
Предложение
2. Организация деятельности
У. – Как вы думаете какая тема урока? Части речи
У. – Мы уже что-то знаем об этом или нет?
У. – Составим план урока( Какова наша цель?)
1. Вспомнить…… что такое части речи Группы слов
Имеющие общие приз
(что обозн, на какие во
Просы отвечают)
Повторить…… какие части речи нам знакомы Имя сущ:
Имя прилаг.:
Глагол:
Предлог:
Местоим.
Союз
2. Узнать…… какие ещё части речи бывают? Наречие
Имя числит
Частица
Междометие
3. Уметь определять и различать части речи
4. Что такое……… и …….. части речи
3 Осуществление деятельности.
У. – Задайте вопросы , учитывая тему урока
1. Что такое части речи? Части речи- группы слов
2. Как их различать? Части речи различаются по общим
Признакам. ( обознаение, на какие
Вопросы отвечают, как подчёркив.)
3. Сколько частей речи нам знакомо? Имя сущ:
Имя прилаг.:
Глагол:
Предлог:
Местоим.
Союз
4. Приведите примеры знакомых частей речи. Самост. Работа в тетрад.
2. Работа в учебнике.
- Рубрика Давай подумаем Обсуждение в парах
- Упр 1( устно)
- Что объединяет слова каждой группы? Общие признаки
На какие вопросы они отвечают и что называют? Сущ кто? Что? Предмет
Прил Какой? Признак
Глагол Действие
2. Переход к новой теме
Упр 2 2 человека у доски
Самост предложения в тетрадь
ВЫВОД: Есть ещё части речи, которых мы не знали!
Правило в учебнике с. 145
- Сегодня все части речи приглашены на чаепитие.
- учебник с. 146- 147 рассматриваем торт
Из скольких слоёв он состоит?
- Посмотрите какая здесь есть информация неизвестная нам
СЛУЖЕБНЫЕ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ части речи
ФИЗ- КА Части речи спрятались Найдите их у своих рабочих мест, выходите с ними
- Задайте вопросы по картинке
Учебник с. 148( вопросы)
Составьте синквейн
1.Группы
2.Самостоятельные, служебные
3.Найти, определить, подчеркнуть,
4.В русском языке 10 частей речи
5.Части речи необходимы, чтобы общаться
4. РАБОТА В ГРУППАХ
Составить плакат часть речи
5. РЕФЛЕКСИЯ
III. Активизация старых знаний. Повторение материала 2-го класса.
1. Работа по учебнику.
Рубрика «Давай подума-ем» Презента-ция (сл.2) Решение проблем-ной задачи. Упр.1. Работа по заданию презентации (сл.3.) Физми- нутка. Упр.2. Презентация (сл.4) | Восстановить правильное соотношение значения, вопросов и названий изученных частей речи. Закрепление результатов обсуждения рубрики. Снятие статического напряжения. Классификация слов по частям речи и занесение их в таблицу. Лингвистический эксперимент. | Постановка учебной задачи: -Рубрика «Давай подумаем» предлагает вам решить проблемную задачу. Обсудите её в парах. ( прочитайте рубрику и разберитесь в задании.) Обсуждение решения языковой задачи: - Что учитель попросил Никиту вспомнить и записать? (На какие вопросы отвечают и что обозначают имена сущ-е, прилагательные и глаголы) -Что он перепутал? Устно исправь его ошибки. - Повторим по таблице, что мы знаем о частях речи со 2 класса. Задание формулирует учитель: Проверим, насколько твёрдо вы знаете изученные части речи. Решим языковую задачу.Прочитайте группы слов, в каждой найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. Обсуждение результатов решения языковой задачи: - Какое слово лишнее? Почему? - Что объединяет слова этой группы? - На какой вопрос они отвечают? - Что называют? -Части речи найдём И немного отдахнём , Части речи спрятались Посадка. . - Прочитайте слова. которые мы не записали в таблицу. - Подчеркните их у себя в учебнике карандашом. - Можно ли назвать словами то, что мы не выписали? Почему? - Проведём лингвистический эксперимент. Составим предложения из слов каждой строчки. Понаблюдаем, будут ли участвовать в предложении слова, которые мы не записали в таблицу? Если будут, то они тоже части нашей речи, ведь они тоже в ней участвуют. -Сделайте вывод из нашего эксперимента. Являются ли не записанные в таблицу слова частями речи? А может быть кто-нибудь даже сможет определить, что это за части речи?. - Значит, частей речи в русском языке намного больше, чем мы знали раньше. | Работа в парах, устно Фронталь-но устно Решение языковой задачи. Фронталь-но устно. . Подвиж- ная языко- вая игра. Самостоя-тельная работа. 1-ый ряд за конторки. Индив-я работа. Проверка в презента-ции. Один ребёнок читает слова с вопроса-ми, второй – открывает их в таблице. |
IY. Работа над новым материалом.
Упр. 3 Игра «Угадай часть речи» Физми-нутка. Упр. 4 Домаш-нее задание Обобщение. Возврат к слайду 1. Оценка работы учащихся. Cинквейн составить | Знакомство с системой частей речи на основе дидактического рисунка Учимся пользоваться таблицей-рисунком. Снятие утомления. Использование только что полученных знаний в практической работе. Запись в дневник. Чтение рубрики «Тайны русского языка» Рефлексия поставленных перед уроком задач. | - Сегодня нам предстоит познакомиться с названиями всех частей речи русского языка. А добывать эти знания вы будете сами, пользуясь рисунком-схемой на стр. 122. - Откройте рисунок и рассмотрите его. Все части речи представлены вам в виде большого торта. Какое название вы дали бы этому торту? Почему? - Большие кусочки торта – это самостоятельные части речи.(Показываю). Найдите их у себя на рисунке. - Меньшие кусочки – это самостоятельные части речи. (Показываю). Покажите у себя в учебнике, где они. - Рассмотрите рисунок. Какую информацию можно из него получить? - Придумайте вопросы по рисунку и задайте их своим товарищам: Сколько всего частей речи в русском языке? (10) Сколько самостоятельных? Назовите их. (6) Сколько служебных частей речи? Назовите их. (4) Найдите и назовите части речи, которые нам уже знакомы. Сколько слоёв в каждом кусочке торта, а, значит, в каждой части речи? Вопросы учителя: Попробуйте догадаться, что спрятано в первом слое торта. (Общее значение слов, относящихся к данной части речи). - Что спрятано во втором слое? (Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи). - В 4-ом слое? (Каким членом предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи). - Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? Посмотрите на 2-ой и 4-ый слои всех служебных частей речи и попы- тайтесь ответить на этот вопрос. Вывод: Служебные части речи, в отличии от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. У. – Поучимся пользоваться этим рисунком при решении разных языковых задач. поиграем. Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю. Пользуйтесь нашим опорным рисункам. Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? У них можно определить род, число, падеж. В предложении эти слова могут выступать в роли определения. - Попробуйте сами придумать такие загадки, пользуясь рисунком Слова этой части речи обозначают признак действия, отвечают на вопросы: как? когда? где? почему? Эти слова не изменяются. А в предложении бывают обстоятельством.(наречие) Слова этой части речи обозначают количество, порядок при счёте. Отвечают на вопросы: Сколько? какой? какая? какие? Могут быть количественными и порядковыми. В предложении выступают в роли или подлежащего, или дополнения, или определения. Вывод: - Для чего же нам нужна эта таблица- рисунок? Работа в парах Составление плаката Посадка. Выступление детей. Представление своей презентации и рассказ о части речи У. – Дома составить и записать предложения к упр. 2, которые на уроке мы составляли устно. Пользуясь картинкой Торт» попробуйте дома сами определить и подписать над каждым словом в составленных предложениях части речи. Запишите задание в дневник. - Какую же тайну русского языка мы сегодня открыли? прочитаем об этом в рубрике «Тайны русского языка» на стр.123. - Что же такое части речи? Найдите и зачитайте конкретный ответ на этот вопрос. - Проверим, все ли задачи урока мы выполнили? ( Возврат к слайду 1) - Хорошо работали….(Поясняю заслуги каждого ученика, объявляю оценки) | Постановка задачи. Наблюдение Демонстра-ция в презентации. Ориентация в индивидуальных рисунках на основе показа учителем. Добываем информацию из таблицы-рисунка. Фронтально устно. Самостоя- тельное конструиро-вание языковых задач. Самостоя- тельная работа в парах. Письменно. Средний ряд – за конторки. Третий ряд – у доски. Оценка работы. Фронтально, письменно. Оценка ответов. Пояснение домашнего задания. Анализ результатов работы. |
Y. Рефлексия.
- Покажите , с каким настроением вы заканчиваете урок. (сигнальные карточки)
- Спасибо всем за работу! (Презентация, слайд 6.)
Рефлексия.
На слайде «Продолжи предложение:
На уроке я узнал(а) …
Мы делали …
Мне понравилось …
Я понял(а) …
Мне это пригодиться …
Название предмета ( кто? что? ) | Признак предмета ( какой ? какая? какое? какие? ) | Действие предмета ( что делать? что сделать?) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Название предмета ( кто? что? ) | Признак предмета ( какой ? какая? какое? какие? ) | Действие предмета ( что делать? что сделать?) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Название предмета ( кто? что? ) | Признак предмета ( какой ? какая? какое? какие? ) | Действие предмета ( что делать? что сделать?) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Продолжи предложение:
На уроке я узнал(а) …_____________________________________________
Теперь я могу …________________________________________________
Мне понравилось …_______________________________________________
Я понял(а) …_____________________________________________________
Мне это пригодиться …____________________________________________
Продолжи предложение:
На уроке я узнал(а) …_____________________________________________
Мы делали …____________________________________________________
Мне понравилось …_______________________________________________
Я понял(а) …_____________________________________________________
Мне это пригодиться …____________________________________________
Продолжи предложение:
На уроке я узнал(а) …_____________________________________________
Мы делали …____________________________________________________
Мне понравилось …_______________________________________________
Я понял(а) …_____________________________________________________
Мне это пригодиться …____________________________________________