Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные в корне слова»
МБОУ «Тихвинская СШ»
Урок русского языка
10 класс
(базовый уровень)
Дынник Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
2. Конкретизация способов применения правила.
3. Подготовка обучающихся к ЕГЭ (Задание 9).
4. Формирование у каждого ученика навыков самообучения и самоконтроля.
5. Развитие речи обучающихся.
6. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.
Разминка. Работа в группе.
Прочитайте текст.
Обозначьте проблему, которую поднимает автор.
Определите отношение автора к данной проблеме.
Выскажите свое отношение к отмеченной теме.
Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах):
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выделите морфему, в которой
обозначена орфограмма.
3. Объясните принцип написания
данного слова.
4. Определите тему нашего урока.
Тема урока
«Правописание гласных в корне слова»
Цель урока:
Повторить правописание безударных гласных в корне слова.
Планируемые результаты:
знать правило правописания безударных гласных в корне слова;
видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень;
определять тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся);
использовать правила правописания корней с безударными гласными;
выполнять задание 9 в формате ЕГЭ.
Критерии оценивания
Критерий
Шкала
Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова
0,5/1 балл (-а)
Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень
1 балл
Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся)
1 балл
Использую правила правописания корней с безударными гласными
1 балл
Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ
3 задания – 3 балла
4 задания – 4 балла
5-6 заданий – 5 баллов
Итого 9 балов – «5»
Безударные гласные в корне
Проверяемые ударением
Не проверяемые ударением
Корни с чередованием
Обращаемся к карточке на вашем столе
к заданию №1.
Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова.
Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?
Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя?
Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной
Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю
На доске появляется слайд.
Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слов?
Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад)
Разр..дить (всходы) – разр..дить (ружье)
Св..ла (гнездо) – св..ла (ребенка)
Ч..стота (пульса) – ч..стота (в квартире)
Это омофоны. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексической значение слова!
Проводится устная работа со словами
Самая сложная часть правила, в которой в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.
Слайд на доске. Корни с чередованием.
Написание гласной зависит от ударения
Написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем
Написание гласной зависит от буквы, следующей за гласной
Написание гласной зависит от значения слова
Определите, для какой орфограммы представлена таблица, используя материал заполните ее
Написание гласных зависит от ударения
Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем
Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной
Написание гласных зависит от значения слова
Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица:
Написание гласных зависит от ударения
Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем
-гор-/-гар-
Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной
-клон-/-клан-
е/и
-зор-/-зар-
-твор-/-твар-
Раст-ращ-рос
бер/бир
В безударном положении пишется А
Написание гласных зависит от значения слова
Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О
Мак-мок
дер/дир
В безударном положении пишется О
-мак- - «погрузить в жидкость»
Исключения:
мер-мир
Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
-мок- - «пропускать жидкость, мокнуть»
жег-жига
Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем
пер-пир
тер-тир
чет-чит
блест-блист
стел-стил
Если за корнем есть суффикс А, то в корне И
-плов-/-плав-
-им-//-а- (-я-)
О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах А
Исключения:
-ин-//-а- (-я-)
Скак-скоч
Пригарь, выгарки, утварь, заревать
о/а
Если за корнем есть суффикс А, то в корне И
Перед К пишу А, перед Ч - О
Равн-ровн
кос-каса
Исключения: скачок, скачу
-равн- - «равный, одинаковый»
лож – лага
-ровн- - «ровный, прямой, гладкий»
Если за корнем есть суффикс А , то в корне А
Сравнение, сровнять
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Памятка выполнения задания 9 (формат ЕГЭ)
Выдели в слове корень.
Определи тип пропущенных в корнях безударных гласных.
Найди корни с чередующимися гласными.
Выдели среди оставшихся слова с проверяемыми гласными.
Слова с непроверяемыми гласными необходимо запомннить.
Самостоятельная работа
Ф.И. обучающегося
№задания
Кочмарик Оксана
1,2,3,4,5,7
Круглова Кристина
8,9,11,12,13,14
Лесная Арина
23,24,25,26,29,31
Позднякова Анна
13,14,15, 16,17,24
Критерии оценивания
Критерий
Шкала
Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова
0,5/1 балл (-а)
Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень
1 балл
Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся)
1 балл
Использую правила правописания корней с безударными гласными