kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательное словообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет учителю эффективно провести уроки русского языка. В ней дается пояснительная записка и тематика часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занимательное словообразование»



«Занимательное словообразование»

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит дополнительный час изучения русского языка, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на1год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-х классов.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.



Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • апатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание программы. Содержание занятий.


Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .


Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»


Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.


Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.


Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.


Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».


Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».


Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.


Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.


Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».


Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».


Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .


Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.


Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».


Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.


Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).


Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.


Тема32-33. Откуда пришли наши имена.(2ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».


Тема 34. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.


Тема 35. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса


Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.























Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала /УООН

Дата проведения

План

Факт


1

Сказочное царство слов

Развитие любви и уважения к языку и культуре,

расширение представления о русском языке, его силе и возможностях,

развитие эстетического чувства, осознание языка как части культуры и национального достояния.


Уметь слушать и слышать друг друга, осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка, способность восхищаться его красотой и совершенством.

1 неделя


2

Путешествие в страну Слов.

Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях.


Уметь работать со справочниками и словарями

2 неделя


3

Чудесные превращения слов.

3 неделя


4

В гостях у слов - родственников.

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Уметь находить и исправлять ошибки, выделять значимые части слова

4 неделя


5

В гостях у слов - родственников.

5 неделя


6

Добрые слова.

Дать определение вежливости, вежливое общение, вежливая речь.


Уметь оценивать соответствие добрых слов добрыми делами

6 неделя


7

Добрые слова.

7 неделя


8

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;

уточнять значение слова по толковому словарю;

сравнивать толкование слова в различных словарях


Уметь опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, уместно употреблять их в речи.

8 неделя


9

Устаревшие слова

9 неделя

29.10

10

Новые слова в русском языке.

Уметь опознавать неологизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.


10 неделя



11

Новые слова в русском языке.

11 неделя


12

Встреча с зарубежными друзьями.

Извлекать информацию из словарей

Уметь правильно писать заимствованные слова, уместно употреблять их в речи.


12 неделя


13

Синонимы в русском языке.

Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в текстах.

Уметь находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам,

правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.


13 неделя



14

Синонимы в русском языке.

14 неделя


15

Слова - антонимы.

Уметь находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно и эффективно употреблять антонимы в собственной речи.

15 неделя


16

Слова - антонимы.

16 неделя


17

Слова - омонимы.

Уметь опознавать омонимы по отличительным признакам,

17 неделя


18

Крылатые слова.

Наблюдать над крылатыми словами и выражениями

Уметь употреблять в своей речи слова разных стилей языка.

18 неделя


19

В королевстве ошибок.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.


Уметь правильно писать слова, объяснять выбор написания

19 неделя


20

20

В королевстве ошибок.

20 неделя


21

В стране Сочинителей.

Создавать устные и письменные тексты, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

Уметь свободно излагать свои мысли.

21 неделя


22

В стране Сочинителей.

22 неделя


23

Искусство красноречия.

Знакомство с ораторским искусством

Уметь правильно подбирать и употреблять слова в нужной ситуации; грамотно доносить информацию

23 неделя


24

Искусство красноречия.

24 неделя


25

Праздник творчества и игры.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.


Уметь правильно писать слова, объяснять выбор написания

25 неделя


26

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

Уметь распознавать «опасные места» в словах, правильно писать слова

26 неделя


2727

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с анаграммами, метаграммами; шарадами и логогрифами, их разгадывание, самостоятельное составление слов-анаграмм, слов-метаграмм, шарад

Уметь разгадывать анаграммы, метаграммы, шарады и логогрифы; составлять слова-анаграммы, слова-метаграммы, шарады, логогрифы.

27 неделя


28

Анаграммы и метаграммы.

28 неделя


29

Шарады и логогрифы.

29 неделя


30

Шарады и логогрифы.

30 неделя


31

Откуда пришли наши имена.

Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

Знать историю своего имени

31 неделя


32

Откуда пришли наши имена.

32 неделя


33

Занимательное словообразование.

Знакомство с процессом словообразования

Уметь грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи

33 неделя


34

КВН по русскому языку.

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации

Уметь применять ЗУН

34 неделя












«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


_____/Н.А Коновалова/

ФИО

Протокол № 1от

«___» августа 2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Школа №54»

_____/А.Л.Галиуллина/

ФИО


« » августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Школа №54»

_____/Т.Н.Алексеева/

ФИО

Приказ №241 от

« » августа 2017г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дополнительному изучению русского языка в 3 г классе начального общего образования


МБОУ «Школа №54»

Авиастроительного района города Казани РТ

Никифоровой Мониры Боргановны учителя 1 квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1от

« » августа 2017г.




2017- 2018учебный год









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательное словообразование

Автор: Никифорова Монира Боргановна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательное словообразование»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dlia_3_klassa_zanimatiel_noie_"
    ["file_id"] => string(6) "429135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506008345"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "219076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006024"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Час занимательного русского языка "
    ["seo_title"] => string(38) "chas-zanimatiel-nogho-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "135676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416943814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства