kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательное словообразование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс "Занимательное словообразование" является  занимательным дополнением к уроку. Разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательное словообразование»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Павлово-Посадского муниципального района

«Утверждаю»

Директор школы _______________

Зеленина И.А.

«____» ______________ 2014 г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности

3 «Б» класс

«Занимательное словообразование»





Составитель: Горностаева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы













2016 год



Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательное словообразование”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному словообразованию”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному словообразованию” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательное словообразование” позволяет работать не только над морфемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательного словообразование” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.


Содержание программы.

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Тематическое планирование с указанием количества часов курса.




Тема занятия

Количество часов

1

Сказочное царство слов .

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

35

Резервное занятие.


Итого 35 часов



Календарно-тематическое планирование.

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1.

Сказочное царство слов.

Слушают рассказ учителя о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества изучают богатство русского языка, народную фантазию, мудрость народа. Участвуют в конкурсе на знание пословиц и поговорок .

01.09. – 02.09.


2-3.

Путешествие в страну слов.

Игра «Слова- братья». Составляют тематический словарь о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывают загадки. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»

05.09. -16.09.


4-5.

Чудесные превращения слов.

Представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Слушают рассказ –загадку.

19.09. – 30.09.


6-7.

В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлова.

03.10. – 14.10.


8-9.

Добрые слова.

Беседуют о богатстве лексики русского языка. Работают со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работают с текстами на данную тему.

17.10. – 28.10.


10.

Экскурсия в прошлое.

Знакомятся с историзмами и архаизмами. Выбирают из текста древние слова, объясняют их.

07.11. – 11.11.


11-12.

Новые слова в русском языке.

Слушают рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Понятие о неологизмах. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

14.11. – 25.11.


13.

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомятся с заимствованными словами. Слушают рассказ учителя «Откуда пришли слова- пришельцы». Работают над стихотворением С. Я. Маршака. Игра «Шесть и шесть».

28.11. – 02.12.


14-15.

Синонимы в русском языке.

Знакомятся с понятием «синоним». Работают над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Находят слова-синонимы в тексте

05.12. – 16.12.



16.

Слова- антонимы.

Знакомятся с понятием «антонимы». Находят антонимы в рассказе Л. Н. Толстого «Лебеди». Работают над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работают над подбором слов- антонимов. Слушают рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

19.12. – 23.12.




17.

Слова- омонимы.

Знакомятся с понятием «омонимы». Работают над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Читают рассказ Н. Сладкова «Овсянка».

10.01. – 13.01.


18.

Крылатые слова.

Понятие о фразеологизмах, крылатых выражениях. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

16.01. – 20.01.


19-20.

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работают с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Готовят инсценировку по произведению П. Реброва «Кто прав?».

23.01. – 03.02.


21-22.

В стране Сочинителей.

Понятие о рифме. Работа с загадками. Сочиняют собственные загадки по заданным рифмам. К

Участвуют в конкурсе загадок в рисунках. Сочиняют сказки о дружбе, о добре и зле.

06.02. – 17.02.


23-24.

Искусство красноречия.

Знакомятся с понятием «красноречие». Читают образцовые тексты и анализируют их. Совершенствуют умение пересказывать.

20.02. – 03.03.


25.

Праздник творчества и игры.

Игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

06.03. – 10.03.


26-27.

Трудные слова.

Знакомятся с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполняют упражнения для запоминания правописания слов. Работают над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работают с орфограммами. Слушают сказку о словарных словах. Разгадывают кроссворд и иллюстрируют словарные слова.

13.03. – 31.03.


28-29.

Анаграммы и метаграммы.

Знакомятся с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве их. Работают с примерами.

03.04. – 14.04.


30-31.

Шарады и логогрифы.

Знакомятся с происхождением шарад и логогрифов. Составляют и разгадывают шарады и логогрифы.. Иллюстрируют слова- ответы.

17.04. – 28.04.


32.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

01.05. – 05.05.



33.

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

08.05. – 12.05.


34.

КВН по русскому языку.

Соревнуются, проверяя знания по русскому языку.

15.05. – 19.05.


35.

Резервное занятие.


22.05. – 26.05.




«Согласовано»

_____________________________

_____________________________ Кондратьева Е.Л.

«1» сентября 2016 г.


«Согласовано»

_______________________________

________________________________ Кондратьева Е.Л.

«1» сентября 2016 г.

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горностаева Елена Анатольенва

Дата: 21.09.2017

Номер свидетельства: 429135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "219076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства