Создать условия для осознания и осмысления нового материала. Познакомить со звуком "Ц" и буквами Ц,ц; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Звук и буква Ц"»
Тема: Звук и буква Ц
Цель:
Задачи:
Тип урока: урок открытия нового знания
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Какой у нас урок?
- Что мы делаем на уроке азбуки?
- Из чего состоит наша речь?
- Предложение?
- Слово?
- Что такое звуки?
- А буквы?
- Какие бывают звуки?
- Давайте же скорее вспомним, какую букву мы учили на прошлом уроке. Кто знает?
- Все молодцы, ребята, молодцы, что запомнили хорошую букву Э.
- Какие гласные обозначают твердость согласного?
- Какие гласные обозначают мягкость согласного?
- Всегда мягкие согласные?
- Всегда твердые согласные?
- Давайте же скорее вспомним, какую букву мы учили на прошлом уроке. Кто знает? Все молодцы ребята, молодцы, что запомнили хорошую букву Э.
- А сегодня вас ждет настоящее представление, полное волшебства и загадок. Но это всё чуть позже, a пока, слушайте меня внимательно и найдите новый звук.. (Игра «Кто внимательный?»)
Циркач, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
- Подойди, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
- Какой новый звук услышали?
- В каких словах?
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Сформулируйте цели урока.
Мы познакомимся … (с новым звуком [ц] и новой буквой ц)
Будем учиться отличать … (новый звук от других звуков речи)
Учиться читать … (слоги и слова с звуком [ц])
Сегодня, когда я шла к вам на урок, то мне навстречу попался очень веселый человечек. Он приготовил вам задание и за каждое правильное задание , вы получите цветок.
- Если выполните все 5 заданий, у вас в конце урока должен получиться вот такой букет из цветов. Как вы думаете, кто этот человек?
- Клоун. А вы знаете, где он работает?
- Давайте наметим план урока для себя, чтобы было легче работать:
1) Познакомиться с новой буквой
2) Узнать новые слова с этой буквой
3) Читать.
4)Научиться писать
5) Работать с фишками
- Прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю:
Во время представления нельзя громко разговаривать, вскакивать с места;
во время перерыва нужно гулять спокойно, не бегать, не толкаться, не кричать;
вести себя так, чтобы никому не причинять неприятности.
- А давайте уже познакомиться с новой буквой, встречайте новую букву Ц. Смотрите ребята, это заглавная большая буква Ц, а где же маленькая строчная?
1) Познакомиться с новой буквой
- Але оп. Вот и она. Здравствуйте буковки, давайте мы с ребятами на вас внимательно посмотрим и запомним. Спасибо, а теперь, как я обещала, нас ждут сказочные фокусы и чудесные превращения и при этом мы будем искать слова, которые начинаются с буквы Ц верно? Слушаем внимательно и запоминаем слова со звуком Ц.
2) Узнать новые слова с этой буквой
Детишки, мы в цирке и в самом центре арены нашей буковки Ц. Вот и первые слова с буквы Ц цирк и центр.
Прекрасно, а что это зрители бросают нашим циркачам? Конечно же цветы вот ещё одно слово с буквы ц. Цветы – значит цирковое представление всем нравится.
- Итак, слушаем дальше и находим слова.
И что дальше? Фокусы. Как же я люблю фокусы. Але оп и перед нами цыплята. Смотрите, они учатся ходить на цыпочках. Слова цыплята и цыпочки тоже начинаются с буквы ц.
Але оп, ух ты, так это же цапля, тоже слово с буквой ц.
Але оп, так это же цилиндр. Красивое слово с буквы Ц.
А сейчас мне кажется будет самый самый волшебный фокус. Але оп невероятно маленькая буква Ц превратилась в циркуль. С помощью циркуля, которое начинается с буквы ц, дети в школе рисуют кружки. И вы попробуйте.
Вот только куда подевалась маленькая буква ц? Ааа вот где она. Цела и невредима, под самым куполом цирка.
Вот и окончилось волшебное представление. Спасибо вам буковки ц, здорово повеселили нас с ребятами. Пора показать нашим детишкам настоящий цирк. Где увидеть могут дети дрессированных котов, где весёлый клоун говорит шутки малышам Это всё возможно в цирке честно я признаюсь вам.
Физминутка песня
1) Игра «Поймай звук»
- Если услышите слово со звуком Ц, ловите хлопком, а если нет – топаете.
- Все ли справлялись с заданием? Кто справился с заданием, берет цветок.
3) Чтение
У. – Итак, задание 3: Прочитайте слоги и слова
Ца цы
Цо це
Цу ци
Чистоговорка:
Цо –цо –цо –снесла курица яйцо.
Ца-ца – ца –прибежала к нам овца.
Цу –цу –цу – я веду домой овцу.
Цы –цы –цы –бегут куры от овцы.(чтение чётко с ускорением)
- Ребята, звук Ц какой?
Характеристика звука.
– Когда мы произносим звук, воздух встречает преграду? Какую?
– Сделайте вывод. (Звук ц – согласный.)
– Шумит ли звук Ц, когда мы произносим его?
– Сделайте вывод. (Звук ц – глухой.)
– Прочитаем слоги, в которых согласный должен читаться твердо. Какие вы выбрали?
– А теперь слоги, в которых согласный должен читаться мягко. Как слышится Ц в наших слогах? (Твердо.) Давайте прочитаем слоги цы и цы еще раз. Как слышится звук ц в наших слогах? (Он слышится твердо, значит звук ц всегда твердый.)
Вывод: согласный, потому что не поётся при произношении, глухой- потому что произносится без голоса, всегда – твердый.
- Посмотрите на ленту букв, если он всегда твердый, то каким цветом раскрасите домик буквы Ц?
4) Письмо
- Задание 4 напишите слова ЦЫП, ЦИРК и ЦАПЛЯ выполните звуко-буквенный анализ слов.
Пальчиковая гимнастика с карандашом:
- Самомассаж
- Утюжок
- Дудочка
- Пружинка
- А кто напишет слово цып?
- Чтобы написать слово, нам надо научиться правильно писать букву Ц. Итак, следим за мной.
- Теперь возьмите маркеры и упражняйтесь. Получается?
Работаем в тетрадях.
5) Звуко-буквенный анализ слов.
Игра с мячом.
- Давайте с вами повторим, какие же новые слова мы узнали. Мяч бросай – и слова называй. Возвращаем мяч, называя слово со звуком Ц.
1) Лепим букву Ц
2) Лабиринт.
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
- Что вы узнали про букву ц сегодня на уроке?
- Как вы работали на уроке?
- Выполнили ли вы план?
Выберите себе смайлик-настроение.
- Что расскажешь маме?
И пусть не все ещё научились читать слова с изученной буквой, но клоун дарит вам свой портрет и надеется, что вам удастся побывать в настоящем цирке.